К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать.
А.Б. Салтыков.
Вернувшись в родной город после окончания художественного училища, я горела желанием передать другим ту радость от общения с искусством, которая переполняла меня. Волею судьбы четыре года я преподавала изобразительное искусство в школе и вела кружок «Умелые руки» в Доме пионеров. Именно здесь заметила большой интерес детей к декоративно-прикладному творчеству. С особым желанием они расписывали деревянные изделия, рисовали грибы, ягоды, зверушек, птиц. В 1992 году, побывав на курсах в г.Кирове по изучению вятских росписей, я поняла: вот то, что нам надо. В роспись влюбилась сразу. По крупицам собирала материал. Каждую книгу по народному искусству ждала как праздник: чем она удивит, чем обрадует. И вот в 1993 году набрала первую группу в 15 человек. Так появилось в Доме детского творчества новое объединение «Роспись по дереву».
Игорь Отмахов. Декоративная доска «Городецкие кони».
Начать решили с хохломы. Ведь именно о ней, пожалуй, больше, чем о других народных росписях, написано в книгах. Наверное, не случайно она настолько самобытна, приемы ее настолько универсальны, что, если хорошо изучить основные элементы и строй орнамента, то легко удастся освоить и другие росписи свободного письма.
Смогу ли заинтересовать детей, научить видеть и ценить природу и традиции нашей Родины, воспитать любовь к народному искусству? Эти вопросы тревожили меня. Ведь прежде чем запоет детская душа, непринужденно создавая собственный орнамент, нужно иметь достаточно терпения, чтобы стать с кисточкой на «ты». Первопроходцам всегда трудно, тем более что опыта таких объединений не было.
Илья Ожиганов. Разделочная доска «Цветы Гжели».
Вместе с первыми своими учениками — Катей Солохиной, Максимом Гончаровым, Леной Чернядьевой, Таней Чистополовой, Наташей Поповой, Леной Толмачевой, Наташей Коноваловой, — я училась и росла. Это они вселили в меня уверенность, что такому объединению — жить.
Первым нашим экзаменом был творческий отчет в 1995 году, где нас снимали на кинокамеру. Мы должны были показать не только нашу выставку, но и продемонстрировать, как на глазах у зрителей рождаются обворожительные узоры Хохломы, Городца, Гжели, Вятки. Шаг за шагом мы поднимались по ступенькам творчества. Рисовали знаменитую хохломскую травку, городецких коней и птиц, цветы в гирляндах и поодиночке, вносящих дополнительный то грустный, то веселый эмоциональный настрой, осваивали мазок с тенями, чтобы написать любимый мотив гжельских мастеров «гжельскую розу», изучали приемы кистевого письма вятичей.
Естественной питательной средой народного искусства является близость с бесконечно вдохновляющей родной природой. И хотя народному искусству противопоказан натурализм, нужно знать то реальное, что потом вдохновит каждого воспитанника на создание своего обобщенного, условного образа цветка или птички, двух одинаковых «калинок-малинок» не получится. И не случайно родные мотивы являются основой для творческих композиций воспитанников.
В 1998 году в нашем объединении произошло событие, которое стало затем традиционным. Фая Беляева открыла свою персональную выставку. Этот год для нее был звездным. На церемонии награждения по итогам года «Хрустальный лебедь» Фая стала лучшей в номинации «Мастер — золотые руки». «Хрустальный лебедь» был вручен и ее младшему брату Вите. А на областной выставке прикладного творчества работу Фаины Беляевой «На прогулке» среди 1400 экспонатов отметили Дипломом II степени.
В следующем 1999 г. свои работы на персональной выставке представили Максим Бехтерев и Оля Галикова. Они отличались поиском новых форм, оригинальностью дизайна. Так вешалка «Попугай» Максима получила приз на областной выставке.
Кате Щегловой больше всего удавалась гжельская роспись. Её панно «Морозный день» понравилось многим, а за панно с вятской росписью «К цветку цветок» девочка получила в Кирове Диплом II степени. В 1999-2000 годах она стала участницей праздника «Триумф» и была занесена в районную Книгу почета для одаренных детей.
Женя Балдина. Набор разделочных досок по мотивам Гжели.
Работа признана лучшей в 2002 году.
Идут года, все больше внимания уделяется изучению, пропаганде и возрождению народного искусства. Это необходимо, чтобы сберечь то, что еще живо, и возродить в душах детей.
В нашем объединении подрастают новые «звездочки», они радуют зрителей своими неповторимыми композициями. Максим Гончаров, открывший свою персональную выставку в 2000 году, смастерил и расписал хлебницы, полочки, наборы для кухни. А Надя Лутошкина на своей выставке представила панно, подносы, разделочные доски. Ей больше полюбилась хохлома (поднос «Хохломские мотивы»). Ее работа «Кобальтовый цветок» была признана лучшей в 2001 г. В нынешнем 2001-2002 учебном году персональную выставку открыли Таня Чернобокова, Илья Ожиганов, Игорь Отмахов.
Женя Балдина. Панно «Цветы луговые».
Лучшие работы детского объединения «Роспись по дереву» демонстрируются в районном краеведческом музее. Они радуют глаз, учат видеть красоту родной природы. Много общего можно обнаружить в творчестве народных мастеров и детей. И там и здесь мир воспринимается по-особому, и так же радостно и празднично воплощается он в их замыслах. И недаром итоговые выставки часто называются «Эта удивительная роспись!»
Таня Чернобокова. Панно «В саду». По мотивам Городца. (Фрагмент)
В 2003 году нашему объединению исполнится десять лет. На юбилей соберутся воспитанники разных лет. Им будет что вспомнить.
Маргарита Ерсулова.