«Когда вырасту, буду волшебником», — мечтала я в детстве, как многие мои воспитанники мечтают сегодня. Наверное, всем детям свойственно желание своими руками преобразовать мир к лучшему. И как здорово, что каждый может блеклую сухую веточку превратить в цветущее дерево, ржаную солому — в корзиночку-игольницу или нарисовать картину без кисти и красок... Волшебниками не рождаются, ими становятся.
Но где та волшебная страна, та Школа Творчества, не скованная партой, обязательными уроками? Где можно познать себя, найти свое «я», обрести чувственный опыт... Дом детского творчества, думаю, и есть эта Школа волшебников-творцов. Именно здесь я получила первые уроки волшебства от Александры Сергеевны Вичиковой, Галины Александровны Созоновой, Маргариты Анатольевны Ерсуловой и увлеклась модным в то время прикладным творчеством из природного материала. Мало того, решила сама разбудить в детях желание работать в соавторстве с природой. Так возникла идея о создании детского объединения «Природа и фантазия».
В 1993-94 учебном году набралась первая группа из 15 человек. Первопроходцам всегда трудно, тем более что опыт был мизерным. Но как благодарна я своим первым ученикам: Оле Большаковой, Оле Лебедевой, Наде Клешниной, Алеше Милкову, Оксане Зыковой, Наташе Булатовой, Кате Тюпкиной, Марине Чепурных и другим! Вместе с ними я училась и росла, они вселили в начинающего педагога уверенность, оптимизм и надежду.
Ирина Винокурова. «Глухарь». Ржаная солома.
Шаг за шагом поднимались мы по ступенькам творчества. Сначала научились сушить лепестки и цветы растений, которые собирали на лугах, в лесу или специально выращивали: бризу, «заячий хвостик», гипсофилу... Затем освоили составление букетов, добрались до пейзажей.
Еще пока неустойчивый интерес детей к предмету подталкивал меня к постоянному поиску чего-то нового, нестандартного. К примеру, приходилось доставать литературу по профилю, посещать выставки в Кирове и Йошкар-Оле, критически анализируя чужой опыт, заимствовать из него только то, что созвучно твоей душе, наконец, шагать в ногу со временем, и, главное — в поиске совершенствовать свой творческий почерк. Это потом, докопавшись до сути, до «корней» природного творчества, после встречи с его основателями в нашей области Л.И.Хоменко, С.В.Трефиловой и О.Ю.Сысолятиной, мы открыли для себя, что занимаемся ничем иным, как фитодизайном, то есть оформлением интерьера природными материалами различными способами. Вообще фитодизайн включает в себя несколько направлений: флористика (создание панно и картин без кисти и красок), аранжировка (компоновка цветов и листьев), интерьерное озеленение.
Оля Большакова. «Цикломен» (фрагмент). Ржаная солома.
С тех пор все вещи стали называться своими именами: наколка для букета — кензан, «кудрявый» прутик — карэмано, живопись — «лепестковая», где обязательно построение композиции, а мои юные волшебники — флористы.
Результатом накопленного опыта стали выставки. Они, особенно персональные, всегда неповторимые, творческие, открывали имена самых одаренных волшебников: Светы Бакшаевой, Оли Большаковой, Наташи Сазановой, Оли Смирновой. Традиционные, стильные, самые ответственные — это итоговые выставки. Успешные, звездные — областные, на которых с 1995 ежегодно наши флористы давали повод для гордости. Их работы становились лучшими среди четырех сотен представленных. К примеру, в 2001 году у нас было 6 призеров областной выставки «Зеркало природы». Вдохновляющие — городские выставки в краеведческом музее, которые приносят доброжелательные отзывы и оценки земляков. Например, поэтесса С.Григорьева сказала по поводу увиденного так: «Вранье то, что Россия деградирует. Пока есть талантливые дети, способные творить такую красоту, — беспокоиться не о чем. Истинно говорят, что красота спасет мир. Красота, подобная этой, спасет его бесспорно».
Объёмные композиции.
Истинно и то, что у каждого волшебника, представляющего работы на выставки, свое пристрастие к формам, цвету, материалу, свой стиль, свой почерк, свое восприятие мира. Потому-то перед зрителем предстают разные, по-своему прекрасные, выразительные, авторские произведения.
Скажем, Юле Бакшаевой всегда удавались объемные, аранжированные цветами сувениры: новогоднее чудо-дерево, панно из соломки; а у Светы Бакшаевой получалось оригинально, красиво, по-волшебному буквально всё, за что она ни бралась. Помню чудесный пейзаж «В тишине вечерней» из засушенных листьев растений, будто живой, объемный «Полевой букет» из соломки или «Осенний натюрморт» с дарами леса у раскрытого окна. Наташа Сазанова одна из первых освоила пейзаж из бересты, Оля Смирнова умело изобразила из того же материала не только «Коней у реки», но и самую маленькую травинку, ажурную крону деревьев, прозрачную речушку в пейзаже.
Оля Смирнова. «Кони у реки». Береста.
Лучшими мастерами в составлении букетов, как правило, были мальчики: Алеша Милков, Сережа Винокуров, Дима Коновалов.
Оля Белоусова. «Музыка души». Тополиный пух.
«Творчески работая с природным материалом, обретаешь как бы второе зрение, в каждом цветке, в каждой травинке видишь неповторимую красоту, чувствуешь себя частицей прекрасной и вечной Природы, открываешь в себе что-то волшебное. Всем этим непременно хочется поделиться с друзьями, с родителями, знакомыми, со всеми вокруг...» — так написали дети выпуска 2001 года в одной из анкет. Дети, сумевшие стать достойными преемниками юных яранских волшебников-флористов 90-х годов. Их работы отличаются оригинальной тематикой, разнообразием техники исполнения и более современным стилем. «Городской мотив» Насти Лещевой не только пронизан любовью к родному городу, но великолепно решен технически: сочетанием соломки и природного материала с бархатным фоном. Проникновенность, чувство глубокого уважения к людям старшего поколения удалось показать тополиным пухом Оле Белоусовой в работе «Музыка души».
Света Бакшаева. «Осенний натюрморт». Ржаная солома.
Одним словом, каждому поколению юных флористов есть чем гордиться. Работы доставляют радость общения с пленительной красотой, приносят улыбки и добрые слова маленьким и большим — это ли не настоящее волшебство!
Первые флористы.
Ирина Долгополова,
педагог дополнительного образования Дома детского творчества.