Краеведческий сборник «Наш край» № 5, 2001 год, г. Яранск Кировской области.

Опытнопольской детской музыкальной школе — посвящается

Не год и не два вынашивалась идея об открытии музыкальной школы в м.Опытное Поле Новиковым Виктором Валентиновичем — директором Опытнопольской средней школы (а тогда, в 1991 г. — секретарём партийной организации колхоза «Путь Ленина»). Именно он был организатором и вдохновителем открытия нашей школы. Правление колхоза с пониманием отнеслось к его затее. И помещение под школу построили, и мебель купили, и инструменты новые.

Сейчас в школе 3 отделения: народное (классы баяна и домры), где преподают Татьяна Васильевна Лаптева, Елена Сергеевна Ростовцева, Елена Валерьевна Халтурина и Елена Владимировна Симонова, отделение фортепиано — Надежда Витальевна Чернига и Надежда Вячеславовна Подковырина и фольклорное отделение — преподаватели Наталия Николаевна Редозубова и Елена Евгеньевна Кожевникова.

Каждый день, и в дождь, и в снег, преодолевая все финансовые затруднения нашего времени (5 педагогов из 8 проживают в Яранске), все дорожные неудобства, спешат они к детям, чтобы вместе с ними еще и еще раз окунуться в мир музыки.

Ведь именно этот мир помогает детям стать умными, добрыми, справедливыми, честными, порядочными людьми.

Всего учащихся 55, плюс 15 человек в эстетической группе. И для них школа теперь — второй дом. Об этом красноречиво говорят их ответы на вопрос, заданный им на юбилее: «Что такое для вас музыкальная школа?»

Колчина Света: «Для меня школа — это занятие любимым делом. У нас три отделения, а я выбрала для себя самое интересное — фольклорное».

Вяткина Аня: «Это большой круг общения. У меня здесь много друзей».

Чубарова Аня: «А я люблю выступать. Это мы здесь часто делаем».

Редозубов Илья: «Мы не только учимся, но и классно отдыхаем».

Золотова Настя: «А для меня музыкальная школа — родной дом, который встречает каждый раз большими, добрыми окнами».

Подробнее я расскажу о своем родном отделении — о фольклорном. Новое, необычное, таких и в области-то единицы, но оно рождено временем.

Личный опыт работы с фольклорным коллективом показывает, что дети воспитываются в нем комплексно. Ведь фольклорное произведение предполагает умение петь, плясать, играть и рассказывать, носить костюм и вести себя соответственно обстановке. И все это усваивается детьми незаметно, можно сказать, играючи, в процессе занятий и выступлений. Если, например, на уроках народного творчествва мы говорим о Святках, о Рождестве, то на занятиях фольклорного ансамбля поём «Колядки», «Виноградья», «Авсени», которые характерны именно для этого периода, а на танцевальных в это время разводим святочные хороводы. В итоге получается праздничный обряд «Рождество Христово». Если говорим о Масленице и подробно разбираем по «косточкам» каждый день масленичной недели, поем масленичные песни, разводим круговые хороводы, а в итоге — обряд «Широкая Масленица».

Ребенок, который в первый раз попал в эту атмосферу, не стоит в сторонке, он сразу вовлечён в творчество. Его затягивает общее игровое действие, он увлекается и незаметно для себя становится полноценным участником. А вместе с ребенком порой в творческий процесс вовлекается и вся его семья. Например, изучая народное творчество, мы работаем по земледельческому календарю и говорим об осенних праздниках, а к занятиям ребята приносят уйму примет, пословиц, различных наблюдений, которые они узнают от своих бабушек, дедушек, мам и пап. Если готовится какая-то программа, обязательно в творческий процесс включаются опять же целыми семьями. Надо сказать, что родители охотно отзываются на все наши затеи. Прекрасная, например, получилась программа «Ах, недаром славится русская красавица», для которой надо было и костюм сшить, и поделку приготовить, и прическу продемонстрировать, и песню спеть, и станцевать, и сказку показать. А когда нужно было ехать на областной фольклорный фестиваль в Бобино, что под Кировом, то родители буквально за неделю сшили своим детям новые костюмы. А связь двух творческих коллективов: песенно-танцевального «Живая вода» (при Октябрьском СДК) и детского фольклорного «Забавушка» (при музыкальной школе) — опять родители и дети, и это прекрасно. Ведь в старину ребенок с раннего детства был вовлечен и в крестьянскую работу, и во все праздники, то есть дети и взрослые всё время, во всём шли бок о бок, и то, что сейчас мы вместе творим со взрослыми, — это здорово! Ребята вообще очень любят выступать. Солисты фольклорного ансамбля «Забавушка» — непременные участники всех программ взрослого коллектива, а выпускники уже автоматически переходят в ансамбль «Живая вода». «Забавушка» — дважды лауреат областных фольклорных фестивалей. В 2001 году дуэт из ансамбля, Чубарова Аня и Редозубов Илья, вновь стал лауреатом областного фестиваля народной музыки и песни «Васнецовское кольцо» (фото 1).


Выступают Чубарова Аня и Редозубов Илья.

Каждое Рождество мы с ребятами колядуем. Нарядно одетые, в шубах, в шалях и обязательно с ряжеными, шумной ватагой шествуем по улицам от дома к дому, славим хозяев, желаем им добра, здоровья, богатства. А хозяева, в свою очередь, щедро одаривают колядующих сладостями. Набродившись вдоволь, уставшие и счастливые, со всеми дарами в мешке мы возвращаемся в школу и устраиваем «пир горой».

В этом учебном году «Забавушка» вновь много гастролировала. Ансамблем дано 10 концертов. И наиболее удачной была программа «Широкая Масленица».

Из всех зимних праздников Масленица, пожалуй, самый веселый и задорный. Он возник у наших языческих предков задолго до принятия Христианства. Люди в ту пору обожествляли природу, поклонялись ей, стремились жить с ней в ладу и согласии, верили в мифического Ярилу — бога Солнца и Весны, Плодородия и Красоты. Масленицу праздновали накануне Великого поста широко, раздольно. Она отмечалась не в числах, а за 7 недель до Пасхи, за что и была прозвана «ползухой». Еще её называли «объедухой», «обжорой», «сырной неделей» — это своеобразный полупост, во время которого разрешалось есть молочные продукты (масло, сыр, молоко, творог), яйца, рыбу. Эта неделя была подготовкой к долгому Великому посту. «Заговляюсь на сыр да на масло», — говорили вечером перед Масляной. Последнее воскресенье носило название «мясного воскресенья», когда тесть ездил звать зятя «доедать барана».

Для Масленицы характерны обряды поклонения Солнцу. По народным преданиям считалось, что Солнцу надо помочь победить злую Зиму, поэтому не случайно обязательной едой на празднике считались блины. Недаром говорили: «Блины брюха не портят», «Блин не клин, брюха не расколет». Круглые, с пылу, с жару, они были символом светила.

Руководствуясь такими поговорками, поедали огромное количество блинов, так что многие потом расплачивались за подобное обжорство плохим самочувствием, болезнями.

А теперь расскажем о Масленице в постановке нашего фольклорного коллектива.

А мы Масленицу встречали...

За сценой слышится пение. Девичьи голоса исполняют масленичную песню.

Сею-вею снежок
На шелковый положок.
Будем снег месить,
Будем тесто творить.
Сею-вею снежок
На шелковый положок.
Мы блины испечем,
Масленице поднесем.
Угощайся, Масленка,
Угощайся сама.
Будь, зима, добра,
Ты отведай блинка.
Будь, зима, добра,
Ты отведай блинка.
Дед-Морозу снеси
И его угости.
Чтобы помнил да знал,
Нас зимой узнавал,
Нас зимой узнавал,
Да не больно донимал.

В это время из глубины сцены появляется девочка с коромыслом и ведрами. Она торопливо идет к реке (краю сцены), снимает ведра, черпает воду из проруби. Выпрямляется и видит, что солнце садится. Ставит ведра. Торопливо подбегает к крайнему домику, стучится. Пение прекращается. Девочка вызывает подруг: «Эй, девчата! Выходите! Солнце село! Пора Масленицу заигрывать!» (появляется несколько девочек).

Девочки: Ой, и правда вечерит! Пора Масленицу зачинать! Аннушка, ты и запевай!

Звучит ритуальная масленичная песня «А мы Масленицу дожидали»:

А мы Масленицу дожидали,
У окошечка выглядали, выглядали.
Ох, сыр с маслицем не едали, не едали,
А все к Масленице припасали, припасали.

Здравствуйте, люди добрые! Благодарим вас, что пришли по старинному народному обычаю Зиму-матушку проводить и Весну-красну встретить. Еще у древних славян был многодневный весенний праздник, знаменовавший собой проводы Зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам русская Масленица. Народ любил её и величал ласково: честная Масленица, веселая касаточка, перепёлочка, переберуха, ясочка. Но где же она, наша Масленица?

Появляется стилизованная тройка с бубенцами, извозчиком, они ввозят Масленицу. Звучит песня:

Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных.
Живет Масленица 7 деньков,
Оставайся семь годков!

Тройка делает один круг по сцене. Извозчик командует: «Тпру! Стойте, залетные! Приехали!» Масленица выходит из саней. В это время звучит песня:

А мы Масленицу дожидаем!
Красавицу весну увидаем.
Ой ладу-ладу, увидаем,
Ой ладу-ладу, увидаем!
А наша Масленица годовая,
Она гостьюшка дорогая.
Ой ладу-ладу, дорогая,
Ой ладу-ладу, дорогая.
Она пешено да не ходит!
Все на троечке разъезжает.
Ой ладу-ладу, разъезжает,
Ой ладу-ладу, разъезжает!
У ней кони-то вороные,
У ней слуги-то молодые.
Ой ладу-ладу, молодые,
Ой ладу-ладу, молодые!
Они зимушку провожают
И блинами весну угощают.
Ой ладу-ладу, угощают,
Ой ладу-ладу, угощают.

Ой, да Масленица на двор выезжает,
Широкая на двор въезжает,
А мы, девушки, её встречаем,
А мы, красные, её встречаем!

Дорогая наша гостья, Масленица,
Авдотьюшка–Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные...
Добро пожаловать на праздник широкий,
В твою честь устроенный!

Кланяются Масленице, подносят ей блины.

Масленица: Здравствуйте, люди добрые! Я пришла к вам всего на 7 дней. О каждом из этих дней я вам и расскажу.

Понедельник называется встреча. В этот день гостей встречали и Масленицу тоже. Застолье посвящалось началу праздника. Ребятишки выбегали на улицу, лепили из последнего снега снежную бабу, строили снежные горки, скатывались на салазках и кричали: «Приехала Масленица!» Девушки приносили на гору с собой блины, клали их на голову, а парни отбирали у девушек эти блины и ели их. Обязательно на этих горках устраивали битвы снежками, что мы сейчас и сделаем.

Вторник — заигрыши. В этот день дети и молодежь усаживали в санях чучело, изображавшее Масленицу, надевали на него шубу шерстью вверх, шапку, подпоясывали кушаком, обували в лапти и возили по деревням. Кроме этого, катались с гор. Когда темнело, молодежь устраивала общие вечеринки, где пели, веселились, играли, водили хороводы:

Рукавички барановые,
Они новые, немараные,
А-ли-ляй, а-ли-ляй, а-ли-ляй,
Они новые, немараные.
Они шиты, приговоренные,
Они шиты, приговоренные.
Они молодцу жениться велят,
Они молодцу жениться велят,
Холостому велят свататься:
— Ты женись, женись, Ванюшечка,
Ты, бери, бери Марусеньку!
Иван с Марьей поженилися
И два раза породнилися.

Среда считается лакомкой.

В этот день готовили самые вкусные блюда и, конечно, блины. Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие во всю сковороду или маленькие — с чайное блюдце, тонкие и легкие. К блинам подавалась приправа — сметана, яйца, икра.

Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и старалась держать его в секрете. Вот как раньше пекли блины.

— Я поставлю тесто на снеговой воде, когда взойдет месяц.

— А я пойду вечером готовить тесто к речке.

— А я к колодцу.

— А я пойду к озеру и буду ждать, когда появится на небе звезды.

— Я первый блин вынесу на двор и положу на землю в дар весне, чтобы солнце скорее пригревало поля.

Одна из девочек идёт им навстречу:

— Здравствуйте, девоньки! Отведайте блинков-то, вот угощайтесь!

— Спасибо, спасибо тебе, Марья!
Ох, хороши блинки!
Да какие румяные, масляные!

Девушки поют песню «Блины»:

Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.

Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.

Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.

На поднос она кладет
И сама к столу несет:

«Гости, будьте же здоровы,
Уж блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

Четверг назывался широкий или разгуляй-четверток.

Веселье усиливалось. Днем молодежь веселилась на улице, разгуливая с песнями и гармониками или устраивала хороводы. Парни и девушки ходили также на ледяные горки, где усаживались толпой на больших санях, лихо скатывались с них. Считалось, что чем дальше катишься, тем длиннее уродится лен. Вечером встречались на вечеринках, гуляньях, которые сопровождались песнями, частушками, плясками. Приходили ряженые.

Пятница — тещины вечерки.

В этот день ходят к теще на блины.

Стук в дверь, входит зять.

Зять: Теща, это я, зять, в гости пришел. Теща, поджаривай блины.

Теща (угощая зятя блинами, приговаривает):

Теща для зятя пирог пекла,
В этом пироге три осьмины муки,
Соли да круп на четыре рубля,
Лучку да мачку на семь рублей,
Маслица с яйцом на восемь рублей.
Думала теща — семерым пирог не съесть!
А зятюшка сел — да с присеста и съел!

Прогоняет зятя: Как тебя, зятюшка, не разорвало? Как тебя, родимого, горой не навело?

В субботу, в золовкины посиделки, отправлялись к родственникам в гости на блины. В городах устраивали балы, маскарады, в театрах давали дневные спектакли. Особенно популярным было катание по улицам в нарядных санях с бубенцами под дугой. Везде светились огни балаганов, выступали цыгане.

В воскресенье народ прощался с Масленицей. И день этот назывался проводы, прощеный день.

Катанье, песни, звуки гармошки, взятие снежных городков, шум и гам в последний день продолжались до вечера. А вечером чучело Масленицы сжигали за деревней на ближайшей горке, именно там, где и встречали её. Для этого устраивали за деревней огромный костер из сухих веток, бочек, соломы. Чучело Масленицы насаживали на высокий шест и торжественно приносили к месту сожжения. Сжигали под пение и громкие крики.

Мальчишки выхватывали из горящего костра пучки соломы, кружились с ними и приговаривали: «Мы Масленицу первые встречали, мы широкую первые сжигали!» Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: «Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!»

Когда горела Масленица, замечали, как идет дым: если он поднимается столбом вверх, то это сулит урожай, а ежели дым стелется по земле, то это признак недорода.

Все затеи и веселье продолжались только до вечера Прощеного воскресенья. Едва начинали звонить к вечерне, веселье обрывалось. После службы все прощали друг другу обиды, просили прощенья у родных, соседей и т.д.

— Стойте, гости дорогие!
Прощеный день у нас!
Пора Масленицу проводить!

— Ты нас, Масленица, подманила
Да на большой пост посадила!
Прощай, Масленица!

— Мы все думали, что 7 неделек,
А посмотрели, что 7 денечков!
Прощай, Масленица!

Звучит песня «Прощай, Масленица»:

Ты прощай, прощай, наша Масленица,
Ты прощай, наша широкая.

Ты не в среду-то пришла,
И не в пятницу,
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделюшку веселье.

Ты пришла с добром,
С сыром, маслом и яйцом,
Со блинами, с пирогами
Да с оладьями.

Блины масляные,
Шаньги мазаные.

А сегодня в воскресенье
Наше кончится веселье.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица!

Тройка увозит чучело Масленицы на костер.


После концерта.

Наталия Редозубова,
директор Опытнопольской музыкальной школы.

Hosted by uCoz