Краеведческий сборник «Наш край» № 5, 2001 год, г. Яранск Кировской области.

В жизнь отправляла человека

В 1966 году коллективу работников Яранской средней школы-интерната была вручена Почетная грамота Министерства просвещения РСФСР и республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений за успешную работу по обучению и воспитанию учащихся. Причем школа первой в области удостоилась такой почетной награды.

А школе было всего 10 лет.

20 июня 1956 г. вышло постановление за №416 Кировского областного Комитета КПСС и исполкома областного Совета депутатов трудящихся: «Открыть с 1 сентября 1956 г. Яранскую школу-интернат на 300 мест на базе учительского института и базовой восьмилетней школы». В школе, сразу принявшей 330 педагогически запущенных детей, все нужно было начинать с нуля: оборудовать помещения, подбирать учителей и воспитателей, организовывать учебный процесс и трудовую деятельность. Чтобы успешно решать все эти вопросы, нужны были, в первую очередь, самоотверженные, не боящиеся трудностей люди, способные отдать себя без остатка обделенным человеческим теплом детям.

На первых порах директор П.Н.Селезнёв и завуч А.В.Савиных много внимания уделяли формированию учительского и ученического коллектива и укреплению дисциплины. К учителям и воспитателям предъявляли самые жесткие требования, считая, что они должны быть образцом для воспитанников во всех смыслах. Многочисленные проверяющие отмечали, что в «Яранской школе-интернате трудятся люди, глубоко знающие и любящие свое дело».

Все учителя и воспитатели после учебы вели разнообразную внеклассную работу в многочисленных кружках: технических, творческих, спортивных. Здесь ребята узнавали о новинках литературы, достижениях в области науки и техники, изготавливали много пособий, учились петь, рисовать, фотографировать.

«Я всерьез увлекся легкой атлетикой, неплохо бегаю на лыжах, коньках, играю в футбол, баскетбол, гандбол, волейбол, городки, хоккей, теннис, кое-что мог показать из спортивной гимнастики, тяжелой атлетики, борьбы. На всю жизнь заразился туризмом. Истоки всего этого опять-таки в интернате, а если точнее — от нашего учителя физкультуры Г.С.Рязанова», — вспоминает выпускник школы-интерната В.Юмшанов.

Химию в то время преподавал опытный учитель, большой энтузиаст своего дела Борис Николаевич Шатов. Под его руководством учащиеся изготовили оборудование для практических работ, модели химического производства, установок для получения различных кислот. Учителя иностранного языка Б.П.Береснев и З.М.Дегтярева организовывали концерты на немецком языке, выпускали стенные газеты, собрали библиотеку произведений Гёте, Шиллера, Томаса Манна, Ремарка в подлиннике. Интересно проводились математические вечера с конкурсами и викторинами, позволяющие выявить лучших математиков школы, Н.А.Головиным и В.Н.Бересневой. С учительницей географии Р.П.Высотиной ребята наблюдали за рельефом местности, знакомились с предприятиями района и области.

Много внимания уделяли на своих уроках учителя русского языка и литературы Н.В. и А.В.Савиных, Е.А.Тресцова развитию речи учащихся, бережному и точному отношению к родному языку.

Не один десяток лет проработали в школе-интернате В.И.Христолюбова, Н.В.Величко, Т.А.Перепелкина, Е.В. и В.М.Лопаткины, Т.Г.Волкова, Г.И.Трухина, Н.В.Жукова, В.Н.Ашуева, А.С.Голубева, К.Ф.Торопова, В.А.Наумова. Успех любого начинания во многом зависит от руководителя, и в этом плане школе-интернату повезло, что у ее истоков стоял Анатолий Васильевич Савиных, который был не только прекрасным учителем, но и талантливым руководителем. Возглавив Яранскую школу-интернат, он вместе со своими единомышленниками в течение многих лет претворял и развивал в новых условиях опыт работы А.С.Макаренко. «Мы обратились к его опыту, потому что школа-интернат по своему характеру очень близка к макаренковским учреждениям. Мы изучили некоторые его работы и взяли на вооружение идеи о выборе режима, воспитании дисциплины и коллектива, создании самоуправления», — говорил А.В.Савиных. А ребята уважительно называли своего директора: «Наш Антон». Хлопотное это дело — руководить таким хозяйством, но Анатолий Васильевич успевал все. Ребятам казалось, что он вообще не уходит из школы: с раннего утра до поздней ночи находился он рядом: в столовой, на зарядке, в классе, актовом зале и спальне. За всеми совещаниями и хозяйственными хлопотами он знал самочувствие всех воспитанников, был внимателен к каждому, помнил и поздравлял коллег и детей с днем рождения. Ребята хотели быть похожими на своего директора: требователен (в первую очередь к себе), всегда подтянут и аккуратен, делает все обдуманно и профессионально, целенаправленно, в интересах коллектива.

По наследству от учительского института школа-интернат получила небольшой сад в черте города. В 1958 г. было решено создать учебное хозяйство, которое бы стало базой для производственного обучения. Школе передали в постоянное пользование земельный массив площадью в 70 га, который позднее увеличился еще на 27 га. С 1960 г. началась кропотливая работа. Старшеклассники с учителем химии Б.Н.Шатовым составили почвенную карту участка. С учителем математики В.Н.Бересневой провели разметку площади на квадраты. В сентябре на 6 га было высажено 500 яблоней, 3600 кустов смородины, 11 тысяч кустов земляники. Участок обнесли живой изгородью из акаций, берез, елочек, вырыли котлован для пруда. Сухая осень и следующее засушливое лето потребовали многократной поливки сада: тысячи ведер воды были принесены из пруда. Осенью ствол деревца надо было обвязать ветками ели, подкормить удобрениями. Вскоре у школы появились трактора ДТ54 и Д-14, автомашина, старый зернокомбайн и ряд прицепных орудий.


В школе-интернате была балетная студия.

Хозяйство постепенно укреплялось, расширялось и становилось многоотраслевым. Был организован теплично-парниковый и овощной отделы, созданы свиноферма и кроликоферма. Для электрификации хозяйства приобрели дизельный двигатель и генератор, построили свою электростанцию мощностью 27 киловатт, которая освещала школьное здание, снабжала энергией прачечную, токарный и слесарный цеха мастерской. Коллектив мог гордиться результатами своего труда. Немаловажно и то, что большую помощь труд оказал в воспитательной работе: десятки умелых организаторов, требовательных, серьезных лидеров, добросовестных тружеников выделилось в школьной семье. Заработанные средства шли на содержание хозяйства, улучшение питания, материальную помощь студентам, на премии молодым труженикам, на культмассовые мероприятия, а также на проведение в конце учебного года традиционных экскурсий в города и музеи нашей страны. На своем автобусе учащиеся пятых классов полным составом ездили в Йошкар-Олу, шестых — в Киров, седьмых — в Казань, Ульяновск, восьмых — в Москву, девятых — в десятидневную экскурсию в Ленинград. Коллектив требовал, чтобы каждый видел дело, не проходил мимо неполадок. Недогадливых и нерадивых высмеивали. За равнодушие и безразличие к недостаткам спрашивали не менее строго, чем с прямого виновника. Постепенно хозяйское отношение к окружающему становилось у ребят привычкой.


Несколько часов в Москве по дороге в Ригу.

В школе делалось все для того, чтобы воспитанники, выйдя в жизнь, имели не только прочные и глубокие знания, но и навыки руководите лей и организаторов. Здесь было правилом, чтобы каждый ученик выполнял те или иные поручения, отвечал за какое-то дело. В школе действовало налаженное детское самоуправление, которое постоянно совершенствовалось: функционировали совет командиров и совет коллектива. После нескольких лет поисков была найдена лучшая форма — единое школьное самоуправление с одиннадцатью секторами. Во главе каждого сектора стоял ответственный, кроме него — актив до 30 человек. Деятельность самоуправления умело направляли директор и руководители общественных организаций. Детский коллектив играл ведущую роль в воспитании. Ребята отвечали за организацию труда, дежурство по интернату, столовой, проводили общественные линейки, общешкольные собрания; им доверяли решение важных вопросов. Воспитатели и учителя понимали, что за школьным порогом ребят ждут не только радости и успехи, но и неудачи, горести. Поэтому и ставили основной целью учить самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности. Возвращаясь из армии, приходя в родную школу, почти все ребята на вопрос «Как прошла служба?» — отвечали — «Легко. Здесь было строже. Мы привыкли к четко организованной жизни». Не один десяток хороших организаторов, вдумчивых вожаков, честных и добросовестных тружеников выросли в коллективе школы. «Для меня школа была стартовой площадкой в самостоятельную трудовую жизнь. По-моему, мне легче, чем моим новым подругам, так как из того, что приходится делать, все знакомо», — писала Аля Пивоварова.

В течение многих лет в школе-интернате создавался культ книги, велась систематическая работа по эстетическому воспитанию учащихся. С первых дней существования интерната было введено внеклассное чтение и работа с читательскими дневниками. Вскоре многие учащиеся стали активными читателями, что помогло в учебе и речевом развитии. Оформлялись литературные стенды, вывешивались списки книг для внеклассного чтения, организовывались читательские конференции, диспуты, вечера. Сам Анатолий Васильевич читал наизусть стихи и прозу, пел под гитару романсы на произведения Пушкина, Тютчева, Фета, Толстого. Под его руководством ребята много писали, учились анализировать, даже рукописный альманах «Колос» издавали. Ребят с книгой в руках можно было встретить где угодно: во дворе на скамейке, в коридоре, в классе подготовки уроков. Обязательно читали по полчаса перед сном. Жили по закону: «Без книги человек — никуда» и в буквальном, и в переносном значениях этого выражения.

В школе установилась хорошая традиция: каждый ученик обязательно оставляет после себя трудовые подарки. Воспитанники заложили и вырастили фруктовый сад, построили оранжерею, бетонное парниковое хозяйство, овощехранилище, гараж, каменный пристрой к мастерским, отремонтировали прачечную, заложили опытный участок, комсомольский сквер, уголок русского леса, построили павильон для культурного отдыха сменных бригад, заложили фундамент спортзала. Уезжая из школы, воспитанники оставляли после себя добрый след на земле — молодое деревце.


Выпуск 1972 года.

Печально, что все эти добрые традиции, богатый педагогический опыт были растеряны и забыты. Растащена и разрушена огромная материальная база. Школу лихорадило от смены руководителей, текучести в коллективе. А в 1995 году один из крупнейших интернатов области был преобразован в общеобразовательную школу №5, чтобы вновь начинать с нуля...

Светлана Хвостанцева.

Литература

  1. Балыбердин А.Г. Грани педагогического мастерства. — Киров: Издательство Вятского ГПУ, 1999 — 160 с.
  2. Активизация учебно-воспитательного процесса в школе. Составители: М.М.Разумовская, В.Г.Разумовский, А.Л.Шанин — Учпедгиз, 1961 — 231 с.
  3. Публикации газеты «Знамя коммунизма».
Hosted by uCoz