Краеведческий сборник «Наш край» № 5, 2001 год, г. Яранск Кировской области.

Состояние образования в городе Яранске в 1817–1917 годах

В народе есть поговорка: «На родной стороне и камушек знаком». Многие считают, что, живя в городе, все про него знают. Но есть наука — краеведение, заинтересовавшись которой, приходится признавать, что в действительности мы почти ничего не знаем об истории своего родного края.

Величие человека, уровень его социальной зрелости и, если хотите, интеллигентности — в его знаниях о предках, о родном крае, о городе или о селе. Очень важно и нужно, чтобы человек помнил и знал историю своего края.

В жизни часто слышишь фразу: «Раньше так не учили...» А как учили? Как развивалась школа? С чего вообще начиналось образование в нашем городе?

1. Из истории просвещения в стране и Вятской губернии

19 век оказался переломным для России в развитии образования. Произошел резкий скачок образованности в связи с эпохой великих реформ в царской России. Но процесс становления просвещения в стране не был радужным.

В начале века Александр I предпринял попытки провести некоторые реформы, которые смогли бы оказать положительное влияние на духовную культуру общества. Но царь оказался реформатором–одиночкой.

Важным моментом, на мой взгляд, был факт «цензуры духа» во время царствования Александра I. В этом большую роль сыграл князь А.Н.Голицын. В 1812 году духовное ведомство объединили с Министерством просвещения. Новое министерство было призвано реформировать всю систему образования на религиозных основах. Вылился этот шаг в атаку на просвещение и науку. Все предметы, включая и политическую экономику, историю, астрономию, обязали преподавать с позиций Священного писания.

В русском обществе первой трети 19 века, разделенном сословными рамками на несколько групп, существовали свои представления о принципах образованности, да и о необходимости получения образования вообще, причём многие получали его за рубежом. В целом дворянское образование имело гуманитарный уклон.

Тягостными для просвещения были годы правления Николая I (1825—1855). Тупая, не желавшая слышать никаких свежих слов, власть Николая придавила все мыслящее, как чугунная плита.

Но с приходом к власти Александра II общество и образование вступили в эпоху великих реформ и перемен. Отмена крепостного права, появление миллионов новых граждан России со всей остротой поставили вопрос о начальном образовании. Это вызвало невиданный прежде рост числа школ. Бурное экономическое развитие страны предъявило широкий спрос на специалистов с высшим образованием.

Самым распространенным типом народной школы во второй половине 19 века стали земские школы. К концу 19 века уже каждый пятый человек в России был в той или иной степени грамотным. Число учащихся начальных школ с начала 20 века до начала Первой мировой войны удвоилось, однако не все дети были охвачены начальным образованием. В Петербурге в 1911 году чуть больше половины детей в возрасте от 8 до 11 лет посещали школу. 64% ребят этого возраста учились в Московской губернии. По уровню грамотности Россия отставала от западных стран.

В начале 19 века Вятская губерния занимала обширную территорию. В нее входили 10 уездов: Вятский, Слободской, Глазовский, Сарапульский, Елабужский, Уржумский, Нолинский, Орловский, Котельничский, Яранский.

Первое учебное заведение губернии — начальная школа при архиерейском доме, основанная в Вятке в 1727 году. На базе этой школы в 1733 году возникло первое среднее учебное заведение — Славяно-греко-латинская школа.

По уставу 1786 года «О народных училищах в Российской Империи», все училища разделились на главные народные (4 года обучения) и на малые народные (2 года обучения), причём в каждом губернском городе предписывалось иметь главное училище.

В Вятской губернии были открыты одно главное училище в Вятке (1786 г.) и 4 малых в Слободском (1787), в Сарапуле, Нолинске и Котельниче (1790). Однако учителей и средств не хватало. Почти во всех училищах вместо двух педагогов работал один, заведовавший обоими классами. В России того времени грамотных людей было вообще недостаточно. Училища размещались в приспособленных зданиях, не всегда пригодных для этих целей.

В 1802 году учреждено Министерство народного просвещения. Россию разделили на учебные округа. Вятская губерния была отнесена к Казанскому. Учреждались 4 рода учебных заведений: университеты и подведомственные им приходские, уездные и губернские училища. В 1804 году основан Казанский университет. Малые народные училища преобразовались в приходские (2 года обучения), уездные открывались вновь (также 2 года обучения).

Первое уездное училище было торжественно открыто в Елабуге в 1809 году. Вятский губернатор Фон-Брадке написал открытое письмо к городничим, исправникам, городским головам, приглашая всех их к содействию в устройстве училищ. Так они стали появляться и в других уездных городах (приложение 1).

В целом в Вятской губернии в 19 веке наблюдался значительный рост начальных училищ. В 1879 году их насчитывалось 599 (в том числе в Яранском уезде — 64). Но этого еще было недостаточно. «Всего, за исключением городов и мелких поселений, в Вятской губернии числилось 17895 селений» ([17], стр. 726). То есть на одно сельское училище приходилось примерно 30 селений.

2. Экономическое состояние Яранского уезда на данный период. Роль Яранского земства в развитии образования

Яранск не был среди первых городов по появлению учебных заведений, хотя в «Столетии Вятской губернии» отмечается, что «согласно приглашению губернатора Фон-Брадке, особенно ревностное участие к училищу обнаружилось в г. Яранске» ([17], стр. 683).

Изучая рукописи краеведов Яранска, я представил себе картину нашего города в начале 19 века. Это небольшое поселение с деревянными домами и церквями, с купеческими лавками. Население на начало века — менее 1000 жителей. Середина и конец 19 века вносят крупные изменения в жизнь города. Появляются богатые каменные дома купцов, в город входит промышленное производство. Яранск формируется как значительный торговый и культурный центр довольно обширной территории юго-запада Вятской губернии. В уезд входили земли современных Пижанского, Советского, Тужинского, Кикнурского, Санчурского районов, территории, принадлежащие сейчас соседней республике Марий Эл и Нижегородской губернии. В это время наблюдаются прогрессивные сдвиги в сельском хозяйстве. 96% трудоспособного населения занимаются промыслами. По торговым оборотам уезд занимал видное место в губернии. Торговые связи яранских купцов были налажены с Нижним Новгородом, Казанью, Костромой, Вяткой... Яранск продавал лён даже в Англию. К концу века население города увеличилось в 5 раз и составило, по данным 1897 года, 4808 человек.

Таким образом, складывались определенные экономические и социальные предпосылки к развитию просвещения в городе. Появилась необходимость в грамотных людях, что послужило причиной открытия учебных заведений в Яранске.

Необходимо отметить огромную роль земства в развитии образования. В очень запущенном виде пришлось земству принять в свое ведение школьное дело. По собранным земской управой в 1867 году сведениям, насчитывалось только 2 училища (Яранское и Царевосанчурское) и 48 первоначальных школ (22 содержались за счет мирских сборов, 17 получали из губернского сбора на народное образование, 9 поддерживались частными лицами). Правильных занятий в школах не было, как, впрочем, и достаточно подготовленного учительского персонала. Да и трудно найти учителя за ничтожное вознаграждение в 100—150 руб. в год. Преподавателями числились священники, диаконы, дьячки, семинаристы, рядовые крестьяне и даже солдаты, совершенно неподготовленные к преподаванию. Школы помещались в плохих зданиях, без достаточного количества классной мебели, учебных книг и пособий, о школьных библиотеках не могло быть и речи.

В становлении народного образования, как указывается в брошюре «Краткий исторический очерк о деятельности Яранского уездного земства», за все время его существования (1867—1914 гг.)» были периоды взлетов и застоя. Но в целом земством сделано очень многое. Если первая земская ассигновка на дело народного образования в 1868 году составила 7000 рублей, то в 1914 году «расходы земства достигают громадной цифры в 0,5 миллиона рублей, что составляло более половины всего бюджета»!!!

В 70-х годах земство повысило оклад учителям до 250 рублей в год, для лиц, преподающих Закон Божий, — до 300, с периодическими через три года прибавками по 30 рублей. К этому же времени относится устройство педагогических курсов (1872, 1874, 1875 гг.). Для обучения бедных, но способных учеников устанавливались стипендии.

В 1909 году земством разработан проект введения всеобщего начального обучения, осуществление которого было рассчитано на 10 лет (с 1909 по 1918 годы). Проект и финансовый план к проекту представили в Министерство народного просвещения.

Не ожидая окончательного ответа на возбужденное ходатайство и финансовой ассигновки со стороны министерства, Яранское земство в 1910 году фактически приступило к осуществлению плана всеобщего начального обучения.

Итак, земство проявило большую заинтересованность в деле просвещения. Число начальных школ с 29, перешедших в его ведомство, увеличилось к 1914 году до 209, не считая 17 министерских, получавших субсидию от земства; открылось 2 высших начальных училища, 1 городское, 3 женских гимназии и мужская, установлены стипендии для учащихся. Церковные сторожки, низкие, тесные, грязные избы, в которых помещались училища в доземский период, заменены хорошо приспособленными земскими школьными зданиями, школы снабжены в достаточном количестве учебниками и наглядными пособиями. Отставные солдаты, бывшие преподаватели, заменены лицами с высшим и средним образованием (приложения 2, 3); для улучшения начального образования открыты библиотеки-читальни, воскресные школы...

3. Первые учебные заведения г. Яранска

В 1817 году в городе появились первые учебные заведения — уездное и приходское училища. На открытие уездного собрано: городничим — 868 рублей и уездным исправником Наумовым — 1700 рублей. Наумов приторговал на собранную сумму деревянный дом мещанина Шевелева за 1000 руб. и на приспособление его нанял рабочих за 700 руб. Сверх всего дворянин Залесский пожертвовал в пользу училища 1000 руб. Вследствие этого министр народного просвещения князь А.Н.Голицин разрешил открыть в Яранске уездное училище и назначить на его содержание по 1600 рублей с января 1817 года. Торжественное открытие его состоялось 12 декабря того же года, как, впрочем, и приходского училища, на содержание которого установили сумму в 250 рублей. Последнее расположилось в том же доме, что и уездное. Так как денег на его содержание выделялась недостаточно, обязанности учителей выполняли духовные лица.

Служащих в Яранском уездном училище было четверо: почетный смотритель, штатный и два учителя. Кроме всего, имелся особый законоучитель из священников. В приходском училище в течение двух лет обучали чтению, письму, первым действиям арифметики, главным началам закона Божия. В уездное принимались ученики, окончившие курс в приходском. Обучение было разделено на два класса, по одному году в каждом. Преподавались следующие предметы: Закон Божий и священная история, российская грамматика, чистописание, правописание, правила слога, всеобщая география, история российского государства, всеобщая история, арифметика, начальные правила геометрии, начальные правила физики и естественной истории, рисование.

Приходское училище существовало 72 года и было закрыто в 1889 году. Уездное в 1881 году преобразовали в трехклассное городское, через 27 лет — в четырехклассное, а с января 1913 года — в Высшее начальное училище.

В 1822 году открылось духовное училище, о нём я расскажу в разделе «Профессиональное обучение».

4. Средние учебные заведения г. Яранска

В русском обществе первой трети 19 века появились частные пансионы для дворянских девиц, т.е. первые учебные заведения для женщин.

Гордостью Яранска стало открытие Комиссаровского женского училища в 1868 году, которое содержалось на средства города и помещалось в доме, приобретенном у военного ведомства. В 1872 году Яранское женское Комиссаровское училище преобразовывается в женскую прогимназию.

В 1874—75 г.г. в прогимназии обучались 145 учениц, в том числе 37 из духовного звания, 7 девочек чиновников, 17 — купцов, 39 — мещан, 32— крестьян и 13 — солдат.

Через 26 лет, 18 августа 1898 года, прогимназия была преобразована в полную восьмиклассную женскую гимназию.

С начала 1917—1918 учебного года в женской гимназии 8 класс был разделен на два отделения, педагогическое и общеобразовательное.

После 1917 года на протяжении нескольких лет в гимназии проведен ряд преобразований. Ныне это Яранская средняя школа №1 с гимназическими классами.

13 июля 1909 года управление Округа дало разрешение на открытие частного мужского учебного заведения 1 разряда. Для помещения земская управа арендовала каменный 2-этажный дом сроком на 2 года с платой 500 рублей в год. Плату за обучение установили 25 рублей в год. Возраст для поступления в 1 класс — от 10 до 13 лет, как в реальных училищах. Прошений о приеме поступило 101, в том числе 68 в 1 класс и 33 во 2-ой. По окончании приемных испытаний в 1 класс приняли 47, во второй — 26 мальчиков.

12 сентября отслужили торжественное молебствие, после которого учебное заведение было открыто, а с 15 сентября начались занятия. Всего в двух классах к 1 января 1910 года обучалось 73 ученика.

По сословиям ученики распределялись:
детей дворян и чиновников8
детей лиц духовного звания7
детей купцов4
детей мещан20
детей крестьян34

По вероисповеданиям ученики распределялись:
православных71
других вероисповеданий2

На содержание частного учебного заведения в 1909—10 учебном году поступило более 4500 рублей от Яранского уездного земства, 5000 — от Вятского губернского, 1000 — от городского управления и 1725 рублей платы за право обучения. Всего — 12225 рублей. Данная сумма была израсходована на жалование служащим, на приобретение учебных пособий, обзаведение мебелью и на прочие нужды.

К концу учебного года ученики оказались настолько подготовленными, что большинство из них после экзаменов были приняты в следующий класс.

3 мая последовало распоряжение Министерства народного просвещения об открытии гимназии. Это означало, что осуществилась давняя мечта яраничей — иметь свою мужскую гимназию. На приемные испытания, начавшиеся 10 августа, явились почти все ученики частного учебного заведения и еще, кроме того, более 50 мальчиков, желающих поступить в 1 класс.

Вновь открытая гимназия помещалась в том же здании, что и частное учебное заведение, о котором говорилось выше. Хотя мужская гимназия содержалась на средства Министерства просвещения, она получала ежегодные взносы от уездного земства и от городского общественного управления. При оборудовании гимназии большое внимание было обращено на библиотеку.

Вследствие открытия всё новых и новых классов число должностных лиц гимназии непрерывно увеличивалось. Ученики в большинстве поступали в Яранскую гимназию после прохождения приемных испытаний в 1 класс и лишь немногие поступали в следующие классы по экзамену или свидетельству от других учебных заведений.

Ныне Яранская мужская гимназия после многих преобразований существует как средняя школа №2 с лицейскими классами.

5. Профессиональное обучение

В 18, особенно в 19 веке, в Яранском уезде было возведено множество храмов. В связи с этим возникла большая потребность в церковных служителях. Удовлетворить её должны были уездное и приходское духовные училища. В силу закона 1808 года, в них должны были обязательно обучаться все мальчики — дети церковнослужителей округа, достигшие 6—7 летнего возраста. Только в 1850 году разрешением Синода духовенству предоставилась полная свобода в выборе отдавать или не отдавать своих детей в духовные училища — теперь родители могли избирать для них образ воспитания и жизни по своему усмотрению, соответственно способностям и дарованиям. Дети светских сословий принимались в училище с разрешения Епархии.

Довольно интересным фактом, по моему мнению, является то, что до 1847 года каждому ученику давалась новая фамилия. Этим подтверждалась полная отчужденность детей от родителей. Образ жизни учеников вне училища определялся особой инструкцией. Квартиры делились на группы по числу старших учеников — надзирателей. Каждый старший ежедневно посещал закреплённые за ним квартиры, ходил со своими учениками в училище или церковь. Воспитанники вставали в 6 часов, молились, одевались и отправлялись на занятия. После утренних уроков, в 12 часов, они обедали и в 2 часа снова шли в училище. Вечером, приготовив уроки, в 8 часов ужинали, в 9, помолившись, ложились спать. Отлучки с квартир без ведома старшего строго воспрещались.

В 1852 году приходское духовное училище упразднили, а в уездном открыли три отделения: низшее, среднее, высшее, по 2 года обучения в каждом. Усложнился курс обучения, что должно было послужить лучшей подготовке выпускников училища для поступления в семинарию и к службе церковнослужителями.

Довольно часто Яранское духовное училище проверялось различными инспекциями. Проверка велась тщательно, и негативные результаты не замалчивались. Пример: «Так, 6 июня 1862 года обозревал Яранское духовное училище Преосвященный Агафангел, Епископ Вятский. Он усмотрел, что 1) Ученики изучают географию по ландкартам и сами чертят их на бумаге и на доске очень хорошо и правильно, а потому и рассказывают по географии очень хорошо. Арифметику мальчики изучают посредством вычислений на счетах, доске и в уме; виден хороший успех; 2) Русскую грамматику ученики изучают разумно с сознанием; при чем видно, что наставник заботится главным образом о развитии способностей в учениках и способности мальчиков сколько возможно развиты хорошо; 3) Чистописанию ученики вообще обучаются очень нехорошо, учитель Романов не знает правил чистописания, да и сам пишет неудовлетворительно. Вследствие сего Преосвященный Архипастырь предложил Семинарскому Правлению объявить учителям Кедрову и священнику Кострову благодарность со внесением в послужной список, а учителю Романову сделать выговор без внесения впрочем в послужной список. И вменить ему в непременную обязанность усовершенствоваться самому и усовершенствовать мальчиков в течение года» ([19], часть 2, стр. 15—16).

В 1871 году училище вновь преобразовывается. Вместо трех отделений сформированы 4 класса с годичным курсом каждый. По уставу 1867 года курс духовных училищ приблизился к типу классических гимназий: Катехизис, священная история, церковный устав, русский и церковнославянский язык, греческий и латинский, арифметика, география, чистописание, церковное пение. В 1906 году в курс были включены краткая русская история церковная и гражданская, природоведение, черчение. Разрешалось, исходя из местных средств, преподавать иностранные и инородческие языки, иконописание, живопись, музыку, гигиену, ремесла и гимнастику. Но из-за недостатка средств внепрограммные предметы, кроме рисования, ручного труда и гимнастики, не преподавались.

Училище было достаточно оборудовано учебно-воспитательными пособиями: к 1916 году в фундаментальной библиотеке числилось книг и пособий 1796 названий в 3222 томах, в ученической — 2273 названия в 3239 томах.

По закону 1913 года в духовное училище принимались дети всех сословий без оплаты за обучение.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года учреждение было закрыто. Сейчас его здания принадлежат школе №5.

Выше уже говорилось о том, что в Яранском уезде 96% трудоспособного населения занималось различными промыслами. Заботясь об улучшении их состояния, Яранское земство в 1873 году открыло мастерскую-школу (первую в губернии). Предполагалось ввести преподавание ремесел: столярного, сапожно-башмачного, валяного, рукавичного, портняжного, кузнечного, медного, жестяного, изготовление земледельческих машин и орудий. Но фактически ввели только столярные, кузнечные и слесарные курсы. С 1896 до 1905 года обучали роговому мастерству (обработка рога). Некоторое время готовили корзиночников. В 1877 году перестали преподавать грамоту и школа была переименована в ремесленную мастерскую. Принимались в нее дети крестьян уезда не моложе 14 и не старше 18 лет, непременно из окончивших курс в народных училищах. Земство всячески поддерживало мастерскую, выделяя довольно крупные суммы на содержание, делая заказы на изготовление школьной мебели. Ремесленная мастерская существовала с целью распространения в Яранском уезде ремесел, необходимых в крестьянском быту.

На протяжении 19 века в Яранском уезде появлялось множество земских училищ, церковноприходских школ, школ грамоты. Рост их требовал увеличения числа преподавателей. Поэтому Яранское земство открыло при гимназии в сентябре 1917 года класс подготовки учительниц.

Благодаря работе П.Н.Сумарокова я узнал, что в ноябре 1917 года в Яранске существовали следующие учебные заведения:

  1. Высшее мужское начальное училище (появилось в 1817 году как уездное училище).
  2. Духовное училище (1822).
  3. Женская гимназия (1868, как Комиссаровское училище).
  4. Земская ремесленная мастерская (1873).
  5. Церковноприходская школа (1887).
  6. Женское земское училище (1897). При нем в 1913 году открылась Воскресная школа для взрослых неграмотных женщин. В 1916 в нее поступило 144 ученицы.
  7. Мужское приходское училище (1900).
  8. Школа при столовой Яранского благотворительного общества (1903).
  9. Женское приходское училище (1904).
  10. Мужская гимназия (1909, как частное мужское заведение).
  11. Высшее женское начальное училище (17 сентября 1917 года).
  12. Смешанное земское начальное училище (октябрь 1917 года).

Список убедительно доказывает, что в Яранске в ноябре 1917 года уже имелось значительное количество учебных заведений, и в них можно было получить начальное, среднее, специальное образование, подготовиться для поступления в высшие учебные заведения. Хотя необходимо отметить и тот факт, что не все дети школьного возраста учились по причине плохого материального положения их семей. Но в то же время в учебных заведениях города обучалось значительное количество мещанских и крестьянских ребят. Это говорит о росте значимости образования во всех слоях общества.

6. Процесс обучения

А чему учили детей? Какие предметы они осваивали в школах и училищах? Как проходил этот процесс?

Во-первых, в начале 20 века в учебных заведениях для записывания домашних заданий учащиеся пользовались дневниками, куда учитель ставил оценки, отмечал пропуски, опоздания и прочие замечания. Родители еженедельно расписывались в нем. Благодаря дневнику ученика 3 класса 1-го отделения Яранского городского училища Санникова Валентина на 1904/05 год, я узнал, какие предметы должны были освоить дети в этом учебном заведении: грамматику, арифметику, геометрию, Закон Божий, естествоведение, историю, географию, славянское чтение, объяснительное чтение. Были уроки диктовки, рисования, гимнастики, пения. Что изучали в женской и мужской гимназиях, вы узнаете, посмотрев приложения 2 и 3.

В музее я ознакомился со множеством интересных старых книг и учебников. Конечно, они очень сильно отличаются от современных оформлением, качеством бумаги, печати и содержанием.

Русский и церковнославянский букварь «Наше родное» помогал детям постигать азы чтения и письма. Обращает на себя внимание то, что в книге сразу, начиная с малых текстов, присутствуют нормы христианской морали: «Бога бойтесь, царя чтите. Уповай на Господа и делай добро. Никому не завидуй. Уважай старших. Что взял взаймы, отдай. Уклоняйся от зла. Праздность есть мать всех пороков. В несчастии не унывай, в счастии не возносись. Повинуйся своим родителям и наставникам. Живи со всеми в мире. Мир сотворен Богом. Господь наш Иисус пострадал в городе Иерусалиме» ([2], стр. 16).

Учебник по родиноведению помогал детям получить достоверные и точные данные по родному краю, оказывал помощь и учителям. Старый учебник рассказывает о населении Вятской губернии, о промыслах и ремеслах, о промышленности и торговле, о путях сообщения. Есть данные по уездам и городам, в том числе и по Яранску.

Просматривая учебники по математике, я заметил интересную деталь: расчетные задачи были приближены к реальным жизненным ситуациям. Например: о разделенном отцом имуществе между сыновьями, об убытке и прибыли в торговле, о расчете с наемными работника ми....

С огромным интересом я просматривал круговую тетрадь учеников 2-го отделения 2-го класса Яранского городского трехклассного училища за 1904/5 учебный год. В ней записано 40 сочинений на самые разные темы, из них 11 по прочитанным книгам («Русский солдат» Даля, «На сенокосе» С.Аксакова, «Мужик и царедворец» Афанасьева, «Муравей» Крылова...). Наверное, яранские школьники того времени достаточно много читали. О том, что книги не были редкостью, говорит и тот факт, что за успехи в учении мальчик из училища получил книгу Жуковского В.А., содержащую более 900 страниц! При книжном дефиците такого подарка, наверное, не было бы.

На уроках и из учебников дети получали знания. В библиотеках наблюдался постоянный рост количества книг.

Как оценивались знания, как строилась оценочная шкала сто пятьдесят лет тому назад? Об этом можно узнать на примере духовного училища. Лучшие из ответов, то есть отлично-хорошие, оценивались отметкой 10, весьма хорошие — 9, очень хорошие — 8, хорошие — 7, довольно хорошие — 6, очень нехудые — 5, посредственные — 4, недостаточные — 3, слабые — 2, худые — 1.

В начале 20 века оценочная шкала была уже 5-бальной.

А как проходили экзамены в учебных заведениях того времени?

В духовном училище экзамен был публичным, на него в качестве зрителей приглашалась интеллигентная публика. Он открывался песнею «Днесь благодать Святого Духа нас собра...». Затем следовали приветственная речь и концерт, дальше шли: 1) испытания учеников первого класса приходского училища в чтении на русском, славянском, латинском и греческом языках, в письме, краткой священной истории и нотном пении; 2) испытания учеников 2-го класса приходского училища в русской грамматике, в первых четырех правилах арифметики, в сокращенном Катехизисе, чистописании и нотном пении. Разговор. Концерт. Латинская речь. 3) испытания учеников низшего отделения уездного училища в славянском, латинском, греческом языках, арифметике, пространном Катехизисе и в нотном пении с Церковным уставом. Концерт. Греческая речь. 4) испытания учеников высшего отделения уездного училища в латинском и греческом языках, географии, арифметике, священной истории, пространном Катехизисе и нотном пении. Благодарственная речь. Экзамен закрывался песней «Тебя Бога хвалим...» За этим провозглашались имена учеников, переводимых в высшие классы ([19], часть 1, стр. 39).

Многие ребята жалуются, что в нынешней школе то нельзя, другое нельзя, да и вообще правила поведения строгие... Но если их сравнить с правилами поведения, которые существовали более 100 лет назад, то это оказывается вовсе не так. Я приведу в пример некоторые правила для учениц Яранской женской гимназии:

§13. Во время уроков ученицы обязаны сидеть прямо, хотя бы и прислонялись к спинке скамьи, не облокачиваясь и не разваливаясь...

§24. Ссоры и брань между ученицами строго воспрещаются.

§27. Строжайше преследуется: употребление ученицами в разговоре между собой каких-либо грубых и резких слов и выражений... Виновные могут подвергнуть себя в сих случаях даже немедленному исключению из учебного заведения.

§42. Ученицы даже с родителями не могут оставаться в публичных садах после 21 часа вечера.

§45. На улицах и во всех публичных местах ученицы обязаны держать себя скромно, соблюдая порядок, приличие и вежливость, не причиняя никому беспокойства.

Еще более строгими были правила поведения в духовых училищах. О них я уже упоминал ранее.

Интересной мне кажется тема поощрений и наказаний в школах того времени. В 1903 году шесть учениц женской гимназии были награждены золотыми медалями, двое — серебряными.

Награждались и грамотами. В музее хранится «Похвальный лист» с надписью: «Яранский Уездный Училищный совет, принимая в уважение отличные успехи, благонравие и прилежание ученицы Коноваловой Антонины, окончившей курс обучения в Яранском женском земском училище, наградил сим листом сентября 1 дня 1901 года. Председатель Училищного Совета, инспектор народных училищ Яранского уезда — Колосов».

Лист большого формата (53х78 см). На нём изображены Спас Нерукотворный, портреты членов царской семьи, русских писателей и поэтов. Некоторые маленькие рисунки имеют поучительные подписи. Например: «Блажен человек иже обрете премудрость. Лучше бо сию куповати, нежели злата и сребра сокровища (Притч. 3)».

Я уже рассказывал о книге «Сочинения В.А.Жуковского» в 900 страниц, большого формата, которую получил Смирнов Архип, ученик городского училища за отличное поведение и успехи в науках в 1905 году.

Учеников нынешних тоже награждают медалями, грамотами и книгами. Это давняя традиция.

А теперь о наказаниях. О них можно рассказать на примере духовного училища: «Наказаниями не злоупотребляли и к жестокостям (ставить на горох, бить розгами под звонок) не прибегали, хотя дневальный (дежурный) ежедневно обязан был готовить розги. Впрочем, бывали случаи бегства учеников из училища от «лозы»... Так в 1841 году бежал в дом отца своего в село Ихту ученик низшего отделения Александр Зарницын, ибо убоялся учителя своего, так как в прошлую среду в один утренний час был наказан розгами шесть раз ударов по 10-ти. Учителю сему Александру Дьяконову было сделано строгое замечание от о.Смотрителя, чтобы впредь сего не допускал, а ученик вскоре же отцом был доставлен в училище». Исключения в этом учебном заведении случались, но очень редко. Описан случай, когда учащийся неоднократно был пьян и чинил драки, его какое-то время пытались образумить и внушениями и розгами, но все-таки были вынуждены исключить.

Со временем вырабатывались новые приемы воспитания детей. Уже в 1869 году Правление Вятской семинарии послало в Яранское училище «Правила для учеников духовного училища», где говорилось: «1) Чтобы во всех училищах Вятской епархии навсегда были прекращены бывшие прежде в частом употреблении и отчасти проектированные ныне в некоторых училищах исправления унизительные и соединенные с физическим вредом. А именно: стояние на коленах, лишение обеда, заключение в карцер и сечение розгами. 2) Чтобы служащие в училищах Вятской епархии усвоили себе и всегда употребляли следующие педагогические приемы и воззрения: а) руководить детей не столько словесными наставлениями, сколько примером собственного благочестия, исправности, правдивости... б) при всех законных внушениях ученикам действовать согласно, так чтобы замечания учителей, особенно их письменные заявления не оставались без надлежащего и своевременного удовлетворения; в) предупредительные меры предпочитать карательным, всемерно действуя на нежное в детях чувство совести, на их искренность и привязанность родственную...». Считаю эти изменения довольно прогрессивными.

7. Яранские учителя

Для любого учебного заведения важно, кто в нем преподает. Во время становления просвещения в Яранске проблема кадров стояла очень остро. Незначительное количество учебных заведений в губернии и стране вообще и в частности готовящих учителей — главная причина недостатка кадров. Другая — учителя получали очень маленькую зарплату и долго не задерживались в этой должности. «Одни только личные убеждения учебного начальства в силах удерживать в Яранском училище учителем дьякона Попова на 120 рублей жалования, равном с жалованием сторожа...» ([17], стр. 698). И все же в Яранском уездном училище с самого основания, как и полагалось, имелось четверо служащих (такое положение было в Вятском, в остальных училищах — трое служащих, а в некоторых даже и двое). В Яранском почетным смотрителем состоял дворянин Залесский, который постоянно жертвовал значительные суммы на устройство училища и сумел в 1826 году построить новое учебное здание. Первым штатным смотрителем стал прапорщик Мисаилов, прибывший из Казани. Один из учителей — дьякон Попов. Второй неизвестен.

Первым смотрителем духовного училища был протоиерей Яранского Успенского собора Василий Неволин. Инспектором училища и учителем высшего отделения по латинскому языку, всеобщей и Российской географии — священник Матфей Егошин, бывший преподаватель Вятского училища. Остальные учительские должности занимали выпускники Вятской семинарии: Стефан Дрягин, Иван Курбановский и Иван Юферев.

Среди яранских учителей было много замечательных педагогов. О некоторых стоит рассказать поподробнее.

Значительный вклад в становление яранского духовного училища внес смотритель протоиерей Сергий Кулыгинский. С 1825 года «четверть века он трудился на благо училища с постоянным одобрением высшего начальства». Ректор Вятской семинарии Архимандрит Амвросий в 1849 году после ревизии Яранского училища так отзывался о Сергии Кулыгинском: «Смотритель своею опытностью и примерным усердием содействует благоустройству училищ, каждодневно посещает их, нередко исправляет обязанности наставников, подвергшихся болезни; своею кротостью, любовью и ласковостью к детям искренне привлекает их к себе, и дети питают к нему сыновний страх и почтение; к наставникам справедлив и благорасположен» ([17], стр. 56). За службу при училище Сергий Кулыгинский получил несколько наград, в том числе орден Св. Анны 3 степени.

Нельзя не сказать и о Сергее Ивановиче Колосове (1858—1912). Он закончил Тверскую духовную академию. Успешная преподавательская и общественная работа его была столь очевидна, что решением Яранского уездного собрания он был утвержден на ответственную должность инспектора народных училищ. Только за первые шесть лет при его содействии в уезде были открыты 33 школы. С.И.Колосов постоянно держал в поле своего внимания уровень преподавания и поведения учителей и учащихся. Он неоднократно ставил вопрос о педагогических курсах для учителей.

Всегда безукоризненно одетый, до щепетильности соблюдавший общепринятые нормы поведения, Колосов был так же требователен к другим. При посещении одной из сельских школ он обратил внимание на «недопустимость модного фасона платья молодой учительницы и ношение ею шапочки, каковые (по его мнению) неуместны в деревне».

Сергей Иванович был образцовым семьянином, заботливым отцом и мужем. В 43 года овдовел, жена умерла от туберкулеза. Всем своим детям (сыну и шестерым дочерям) он дал высшее образование, причем трое из дочерей, так же, как и родители, свою жизнь посвятили педагогической деятельности. В 46 лет он начал слепнуть (наверное, сказалась напряженная работа инспектора народных училищ и управляющего делами публичной библиотеки).

С.И.Колосов отличался широким кругозором, неутомимой энергией и высокой нравственностью. Все эти качества проявились в его кипучей деятельности в глухой вятской провинции.

Александр Евгеньевич Пинегин — учитель пения в мужской и женской гимназиях — не ограничивался занятиями на уроках. Страстный любитель хорового пения, он создал большой хор из учащихся, организовывал замечательные концерты, ставил фрагменты из опер при соответствующих декорациях, костюмах, гриме... Конечно, везде принимали участие и взрослые артисты. Тем значимее это было для детей: приобщение к музыке и общение с талантливыми людьми. Концерты, которые готовил А.Е.Пинегин, имели большой успех у яранской публики.

Работа учителя чистописания и пения Яранской женской гимназии Николая Сергеевича Пировских была оценена яраничами тем, что в 1899 году ему было присвоено звание «Почетного гражданина города Яранска».


Учительство Яранского уезда. Начало XX века.

Павел Николаевич Сумароков был не только смотрителем духовного училища, но и замечательным краеведом. С января 1905 года он являлся действительным членом Вятской Ученой Архивной Комиссии. К сожалению, основной его труд — рукопись по истории Яранского уезда — утерян. В краеведческом музее хранится работа «Город Яранск в его прошлом», которая до сих пор пользуется большим спросом у местных краеведов.

После закрытия духовного училища Сумароков преподавал математику и географию в школе взрослых. С краеведческими изысканиями никогда не расставался: обследовал церкви уезда, описал их, читал публичные лекции по краеведению, проводил экскурсии.

Вот такие учителя стояли у истоков просвещения в городе Яранске и оставили глубокий след в памяти земляков.

Выводы по теме

1. Появление учебных заведений в Яранске именно в начале 19 века было обусловлено изменением отношения властей к проблемам образования, экономическими и социальными предпосылками, которые к тому времени сложились в стране, губернии, уезде, городе. К тому же это все совпало с «ревностным» желанием яраничей иметь свои учебные заведения.

2. Огромный вклад в дело народного образования внесло Яранское земство, которое более половины своих средств отдавало на развитие просвещения. Отдельные состоятельные горожане оказывали материальную поддержку учебным заведениям. Существовал Попечительский совет, который брал на себя расходы за некоторых способных нуждающихся учеников.

3. Хотя Яранск и не был в числе первых уездных городов по появлению учебных заведений, здесь в 1817 году их открылось сразу два. В 1822 году — третье, духовное училище. Открытие их в Яранске имело довольно важное значение в жизни маленького захолустного городка. Постепенно увеличивалось количество грамотных людей, усиливалось значение образования во всех слоях общества.

4. За столетие была создана система образования. К ноябрю 1917 года в Яранске насчитывалось 12 учебных заведений. Жители города могли давать своим детям не только начальное образование, но и среднее, специальное; духовное училище готовило церковнослужителей, женская гимназия — учителей, ремесленная мастерская — кузнецов, столяров... Учебные заведения, находившиеся в городе, давали прекрасную подготовку для поступления в вузы. Образование могли получить представители различных слоев общества.

5. Если на начало исследуемого периода отмечалась большая нехватка учителей, то спустя столетие в яранских учебных заведениях работало достаточное количество учителей с хорошей профессиональной подготовкой.

6. За столетие сделан значительный скачок в росте грамотности. К началу 20 века грамотность в городе составляла уже 54% ([17], стр. 2).

Работать по данной теме мне было интересно, хотя и не всегда легко. Я узнал очень много нового, нашёл ответы на свои вопросы. Буду рад, если благодаря моей работе ещё кто-то заинтересуется данной темой и продолжит изыскания.

Сергей Чирков,
учащийся 11 класса средней школы №3 г.Яранска.

Руководитель работы — Елена Дождикова,
сотрудник краеведческого музея

Приложение 1. Открытие учебных заведений в Вятской губернии в конце XVIII — начале XIX века

Приложение 2. Список лиц, состоявших на службе в Яранской женской гимназии на 1 января 1904 года

  1. Председатель педагогического совета, учитель-инспектор городского училища, надворный советник А.М. Поликарпов, имел звание городского учителя. Окончил Казанский учительский институт.
  2. Законоучитель, протоиерей Д.П. Милов, кандидат богословия. Санкт-Петербургская духовная академия.
  3. Законоучитель, священник А.С.Вадиковский. Вятская духовная семинария.

Учителя:

  1. Словесности и педагогики — П.Н.Колотинский, кандидат богословия. Казанская духовная академия.
  2. Пения — П.В.Лебедев. Обучался в классах хорового пения в Москве.

Учительницы:

  1. Русского языка — Е.И.Соколова, домашняя наставница. Яранская женская гимназия.
  2. Математики и физики — М.Н.Осина, домашняя наставница. Санкт-Петербургские высшие курсы.
  3. Арифметики и геометрии — А.А.Мальцева, домашняя учительница. Вятская Мариинская гимназия.
  4. Географии и естественной истории — А.А.Васильева, домашняя учительница. Вятская Мариинская гимназия.
  5. Рукоделия — А.Я.Балахонцева. Яранская прогимназия.
  6. Рисования, чистописания и танцев — Н.В.Фир-Эк. Имела право учить рисованию в средних учебных заведениях. Получила домашнее образование.

Надзирательницы:

  1. А.А.Ивановская, домашняя учительница. Вятская Мариинская гимназия.
  2. А.П.Горева, домашняя наставница. Вятская Мариинская гимназия.
  3. В.Н.Сагодакова, домашняя учительница. Вятская Мариинская гимназия.
  4. К.И.Овчинникова. Получила домашнее образование.
  5. Врач, коллежский советник А.И.Шулятиков, лекарь. Казанский Императорский Университет.

Приложение 3. Список лиц, в разное время состоявших на службе в Яранской мужской гимназии

  1. А.П.Калинин, коллежский регистратор. Состоял Почетным Попечителем гимназии.
  2. А.И.Шулятиков, статский советник, состоял Почетным Попечителем гимназии. Окончил курс Императорского Казанского университета по медицинскому факультету.
  3. С.А.Исполатов. Окончил физико-математический факультет Петроградского университета, директор гимназии, преподаватель математики.
  4. М.С.Агафонников, преподаватель русского языка. Окончил курс Казанской духовной академии.
  5. Отец А.А.Дернов, законоучитель, священник. Окончил курс Вятской духовной семинарии.
  6. Отец В.И.Ковин, законоучитель, священник. Окончил курс Казанской духовной академии.
  7. В.А.Алексеев, преподаватель русского языка. Окончил курс по словесному отделению историко-филологического факультета Московского университета.
  8. Н.А.Темногрудов, преподаватель латинского языка. Окончил курс по словесному отделению историко-филологического факультета Казанского университета.
  9. М.М.Марута-Сукало-Краснопольский, преподаватель латинского языка, секретарь педагогического совета и библиотекарь. Окончил курс по словесному отделению историко-филологического факультета Казанского университета.
  10. Д.А.Гангесов, губернский секретарь, преподаватель латинского языка и истории. Окончил курс по словесному отделению историко-филологического факультета Казанского университета.
  11. П.Н.Сумароков, преподаватель латинского языка. Окончил курс Петроградской духовной академии.
  12. В.А.Дьяконов, преподаватель истории, географии и природоведения. Окончил курс Вятской духовной семинарии.
  13. К.И.Перепёлкин, преподаватель истории. Окончил курс по историко-филологическому факультету Варшавского университета.
  14. И.И.Шубин, преподаватель географии и природоведения. Окончил курс по естественному отделению физико-математического факультета Казанского университета.
  15. А.М.Басов, преподаватель математики.
  16. Н.В.Колмовский. Окончил курс математического отделения физико-математического факультета Казанского университета.
  17. В.Д.Олтаржевский, преподаватель математики. Окончил курс математического отделения физико-математического факультета Казанского университета.
  18. З.П.Мельникова, преподаватель французского языка.
  19. В.Т.Тидеман, преподаватель немецкого языка. Имеет звание домашней учительницы немецкого языка.
  20. А.В.Тихомирова, преподаватель немецкого языка. Имеет звание домашней наставницы немецкого языка.
  21. П.П.Рот, преподаватель немецкого языка. Домашний учитель немецкого языка.
  22. М.П.Меркулов, преподаватель рисования и чистописания. Окончил курс Казанской художественной школы со званием техника архитектуры и преподавателя рисования и чистописания.
  23. А.Е.Пинегин, регент, преподаватель пения.
  24. Г.П.Чемоданов, преподаватель гимнастики. Окончил курс Вятской духовной семинарии.
  25. В.А.Жардецкий, врач. Окончил курс Казанского университета со званием лекаря.
  26. Н.А.Шатов, письмоводитель, коллежский регистратор. Окончил курс в Царевосанчурском трехклассном городском училище.

Список литературы

  1. Архивная справка о Яранской ремесленной школе. Государственный архив Кировской области. 22 января 1992.
  2. Баранов А. Наше родное. Русский и церковнославянский букварь и сборник статей для упражнения в русском и церковнославянском чтении, с образцами для письма и материалами для самостоятельных письменных упражнений. — 1903.
  3. Дневник для записывания уроков ученика 3-го класса 1-го отделения Яранского городского училища Санникова Валентина на 1904/5 год.
  4. Домострой. Пособие при изучении русской литературы. С.-Петербург,— 1891.
  5. Емельянов В.Д. Родиноведение. География Вятской Губернии. — Вятка, 1917.
  6. Журналы Яранского уездного земского собрания XI очередной сессии и доклады уездной управы за 1877 год. — 1878.
  7. Журналы Яранского уездного земского собрания XIII очередной сессии. — Вятка, 1880.
  8. Журнал заседаний Яранского Совета по народному образованию сессии 25—29 мая 1918 года. — Яранск, 1918.
  9. Записка о соединении Казани с Вятско-Петербургской железнодорожной линией через Яранск. — Вятка, 1908.
  10. Круговая тетрадь для учеников 2-го отделения 2-го класса Яранского городского трехклассного училища. 1904/5 учебный год.
  11. Книга первоначального чтения в народных школах. Часть 1. — С.Петербург, 1875.
  12. Краткий исторический очерк о деятельности Яранского уездного земства за всё время его существования (1867—1914) — Яранск, 1914.
  13. Материалы фондов Пижанского краеведческого музея.
  14. Отчет о состоянии Яранской, Вятской губернии, женской гимназии за 1903 гражданский год. — Вятка, 1905.
  15. Похвальный лист. Лит. тов. И.Д.Сытина в Москве. — Яранский краеведческий музей, инв. №2641.
  16. Правила поведения для учениц Яранской женской гимназии.
  17. Столетие Вятской губернии 1780—1880. Сборник материалов к истории Вятского края. Том II. — Вятка, 1881.
  18. Сумароков П.Н. Копия с рукописи «Яранск в его прошлом».
  19. Уханов В. Исторический очерк Яранского духовного училища (1822—1894 гг.). — Вятка, 1898.
  20. Яранская мужская гимназия за первые годы своего существования до 1 января 1915 года. — Яранск, 1915.
  21. Культура Яранска начала 20 века. Разработка Яранского краеведческого музея.
  22. Наш край №1. — Яранск, 1997.
  23. Наш край №3. — Яранск, 1999.
  24. Наш край №4. — Яранск, 2000.
  25. Отечество №131. — Яранск, 1996.
  26. Отечество №147. — Яранск, 1996.
  27. Вятская земля в прошлом и настоящем (к 125-летию со дня рождения П.Н.Луппова). — Киров, 1992.
  28. Город Киров. Справочник. — Кировское книжное издательство, 1992.
  29. От гимназии к гимназии. Летопись средней школы №1.
  30. Шелохаев В. История России. — Москва, 1996.
Hosted by uCoz