Краеведческий сборник «Наш край» № 4, 2000 год, г. Яранск Кировской области.

Михаил Алексеевич Лагунов (1895–1972)

Михаил Алексеевич Лагунов родился в городе Яранске в семье священника. После окончания Вятской духовной семинарии поступил в Казанский университет. Однако мобилизация на военную службу прервала обучение. После нескольких месяцев, проведенных в школе прапорщиков, из-за болезни он вернулся в Яранск. Был статистом, рабочим по изысканию линии железной дороги, библиотекарем в Кугалках. В 1919 году Лагунов назначается заведующим общеобразовательными курсами для взрослых. С этим учебным заведением, ставшим впоследствии школой рабочей молодежи, связана вся его жизнь.

Знакомясь с биографией этого человека, удивляешься, насколько многогранна была его деятельность. В школе Лагунов преподавал биологию и химию, заочно окончив Нижегородский педагогический институт. Серьезно занимался с учащимися селекционной работой на школьных опытных участках. Любил краеведение и сумел привить интерес к изучению родного края многим своим ученикам. Долгие годы он — внештатный корреспондент местной газеты, причем материалы публиковал самые разные: от советов огородникам и садоводам до статей на темы морали и нравственности. Действенно сотрудничал с районным музеем, возглавлял его Совет. И все делал основательно.

Возле музея (сейчас здание принадлежит центральной библиотеке) с кружковцами раскопали пустырь в три сотки, превратив его в удивительный опытный сад–огород. Точно такой же разбили возле школы. Здесь велась работа по сортоиспытанию, гибридизации и селекции растений. Десять лет шли испытания по выращиванию винограда, испробовали десятки сортов! И все-таки нашли подходившие для нашей местности. А черенки винограда вместе с инструктажем могли получить все желающие. Подарком местному пищекомбинату стал безрассадный сорт помидоров. Как видим, результаты работы селекционера были налицо.

Сад, огород — это, конечно, хорошо. Но Михаил Алексеевич мечтал о прекрасном городе–саде. Неслучайно в своих газетных статьях он с беспокойством писал о том, что горожане безжалостно вырывают цветы с клумб, порой уничтожая насаждения полностью.

Занимаясь с учащимися селекцией, М.А. Лагунов в течение ряда лет поддерживал связь с Академией педагогических наук РСФСР, участвовал в педагогических чтениях. В январе 1959 года он выступал на чтениях с докладом «Опыт школьной работы по селекции растений», опубликованным затем в журнале «Общеобразовательная школа взрослых». А докладчик был награжден почетной грамотой Академии.


М.А.Лагунов в винограднике с внуком Алёшей.

Особо следует упомянуть о другом серьезном увлечении Лагунова — о краеведении. Много лет Михаил Алексеевич руководил работой краеведческого кружка в школе взрослых. С 1926 года под его редакцией вышло 65 номеров рукописного журнала «Наш край»! К изучению привлекались учителя и учащиеся школы, любители–краеведы со стороны, использовались также материалы профессиональных исследователей. Кружковцы ходили в походы, занимались поисковой работой на каникулах, переписывались с земляками, живущими за пределами района. Удивляет разнообразие тем: геология, археология, флора, фауна, фенологические наблюдения, результаты селекционной работы, всевозможные исторические изыскания, фольклор, есть статьи о театре дореволюционном и современном, о музыкальной жизни уезда, о художниках, людях науки, об участниках войн... Все материалы сопровождались рисунками, гербариями, порой уникальными фотографиями и документами.

Условием опубликования статьи в журнале было ее дальнейшее использование: материалы изучались на уроках истории, биологии, географии, литературы. На основе статьи Н. Домрачевой «Свадьба в деревне» (с ней вы можете познакомиться в нашем сборнике) в школе поставили спектакль. По историческим наработкам сделали литмонтаж «История нашего края». С 1965 года при школе проходили краеведческие чтения. Сам Лагунов часто выступал с лекциями на предприятиях и в колхозах.

Ежегодно в сентябре в школьной библиотеке Михаил Алексеевич открывал выставку журналов, чтобы заинтересовать вновь поступивших в школу и пробудить в них желание заниматься краеведением.


Рукописные журналы.

Следуя простой истине: патриотизм начинается с малого — с любви к тому месту, где живешь, — преподаватели Яранской школы рабочей молодежи по сути создали свою систему воспитания, основанную на изучении родного края.

Уже в 50–60-е годы о журналах «Наш край» писали и говорили как об энциклопедии по Яранскому району. Так оно и есть. Хотя некоторые статьи носят отпечаток классовости, но и из них можно почерпнуть богатейший информационный материал. Приступая к любым исследованиям по краеведению, мы просматриваем хранящиеся в музее журналы и всегда что-нибудь находим. Не будь их, очень многое было бы невосполнимо утеряно.

Отдавая должное, мы говорим спасибо Михаилу Алексеевичу Лагунову за огромный вклад в изучение Яранского края.

Hosted by uCoz