Села земля Вятской... Сколько их насчитывается по всей области? Многие уже навсегда исчезли с топографических карт, и лишь названия урочищ в честь их сохранены в памяти старожилов.
При всем огромном количестве вятских сел каждое из них имело свое лицо, свой неповторимый облик. Характерный вид поселениям придавали приходские храмы, заметные издалека. Теперь многие из сел, лишившись своих храмов, практически полностью утратили характерный для них облик.
Приходы церквей являлись своеобразной административно-территориальной единицей в прежние времена. Прихожане четко соблюдали их границы и были связаны со своим приходским храмом через самые важные моменты жизни — крещение, венчание, проводы в последний путь.
История возникновения яранских сел и строительства в них храмов еще не написана. Именно это обстоятельство побудило автора взяться за тему.
Яранские села различаются по времени возникновения. Среди них есть очень старые (применительно наших мест) — Рождественское, Лом и молодые — Турма, Энгенер. По национальному составу из 15 сел, что насчитываются на территории района (в его современных границах) 13 основаны русскими поселенцами и лишь два возникли на месте старых марийских поселений.
Автор готов уже сегодня предложить читателю материал о шести наиболее древних селах Яранского района. Это — часть будущей задуманной им книги (увидит она свет или нет, сказать сейчас трудно) «Села, сельские приходы и храмы бывшего Яранского уезда». В ней планируется собрать информацию о всех 96 селах на территории уезда, сопроводив их фотоматериалом. Автор провел большую работу в Государственном архиве Кировской области, областной библиотеке имени Герцена, в районных краеведческих музеях и архивах. Также лично им посещены большинство сел бывшего уезда и собран богатый фотоматериал. Сегодня на страницах краеведческого сборника — страницы истории Рождественского сельского храма и прихода.
В 14 километрах от Яранска находится старинное село Рождественское, получившее название от церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Ранее село называлось Шошма (Шошминское) по одноименной речке.
На всю округу оно было знаменито своим замечательным каменным храмом — Рождественской церковью, самым старым культовым сооружением из сел всего уезда. И вот в мае 1998 года мы этот памятник потеряли. Навсегда. Что толку теперь говорить о его архитектурных достоинствах, — все уже в прошлом. И произошло это не в тридцатые или пятидесятые годы воинствующего атеизма, а в 90-е, когда православные храмы возрождались. Произошло по нашей прямой вине. Недоглядели. Неблагодарные мы все-таки потомки!
Достоверными сведениями о точном возникновении села мы не располагаем. В переписной книге Г.М. Юшкова 1646 года «Яранский посад и уезд» о нем сведений нет. Но в церкви до 30-х годов XX века имелся древний колокол с надписью «лето 173 марта 2 дня слит сей колокол в Яранский уезд село Рождества Пресвятыя Богородицы весу сие 13 пудов», что относится к 1665 году. Таким образом, к этому времени село уже существовало и была построена деревянная церковь. А когда в селе появилась каменная — точно неизвестно. В «Настольной книге о церквях и духовенстве Вятской епархии» В.И. Шабалина указано лишь, что «в начале XVIII столетия была Рождество-Богородицкая церковь». И далее: «Настоящая церковь каменная, неизвестно когда построенная (освящена в 1724 году). Престолов в церкви два: главный во имя Рождества Пресвятой Богородицы и придел. В 1719 году старая деревянная Рождество-Богородицкая церковь переведена в село Ломовское».
Таким образом, к 1719 году каменный храм в селе уже существовал, так как прихожане и причт решили продать свою старую деревянную церковь. Почему храм освящен поздно? Может статься, что в 1724 году освятили один из престолов, а другой — гораздо раньше. По архитектурным особенностям вятские архитекторы датируют каменный храм 90-ми годами XVII века. И это, считаю, верно.
В клировых ведомостях церквей Хлыновского, Слободского и Яранского уездов за 1779 год говорится лишь о Шошминском причте: «Священником Иоанн Ионин, 41 год. Дьякон Алексий Васильев, сын Елкин, 28 лет. Дьячок Иоанн Павлов Дияконов, 27 лет. Пономарь Алексий Иоаннов Шевелев». Звучат знакомые фамилии будущих духовных династий Дьяконовых и Шевелевых...
В клировых ведомостях за 1806 год читаем:
«В селе Шошминском церковь каменная, во именование Рождества Пресвятой Богородицы и приют по левую сторону от придела теплый Рождеству Иоанна Предтечи. Приходских дворов 189. В них мужска пола душ 860, женска — 1041.
Благочинный иерей Алексий Шевелев, 44 года. Произведен в священнослужители села Шошминского в 1799 году Преосвященным Амвросием, Епископом Вятским, а в благочинье — в 1802 году им же. В семинарии не обучался.
Диакон Федор Стефанов Тихвинский, 24 года. На сие место произведен в 1806 году Преосвященным Гедеоном, Епископом Вятским. В семинарии обучался.
Дьячок — Андрей Алексеев Шевелев, 25 лет. Произведен на сие место в 1798 году. Не обучался.
Пономарь Алексий Иванов Вадиковский, 19 лет. В храме с 1806 года».
В подобном документе за 1816 год содержится следующая информация: «Яранской округи село Шошминское. Церковь и колокольня каменные во именование Рождества Пресвятыя Богородицы и при ней придел по левую сторону... Построены по какому дозволению и когда, о том никаких сведений в архиве не отыскалось. Освящена настоящая церковь в 1724 году, а придел в 1719 (! — авт.) Преосвященным Тихоном, Митрополитом Казанским и Свияжским. Приходских дворов 216, в них мужска пола душ 999, женска 1230. Священник Алексий Иоаннов Шевелев, 53 года. Диакон Николай Иванов Дьяконов, 38 лет. Произведен в 1805 году, а в 1811 переведен на сие место. Дьячок Андрей Алексеев Шевелев, 32 года. Пономарь Алексий Иванов Дияконов, 22 года, в храме с 1813 г.».
В 1819 году Рождественский приход включал уже 226 дворов и 2314 жителей (1029 муж. и 1285 жен.). В клировых ведомостях церквей за 1825 год о храме и селе говорится: «Село Шошминское, Рождественское, Андреюшково, Белое село тож. Оная церковь Рождества Пресвятыя Богородицы в таком виде: готической архитектуры, крыша железная, пол кирпичный. Обнесена каменной оградою, подле коею другая, деревянная, где погребаются умершие. Прихожане ясашные русские крестьяне и часть небольшая черемис–новокрещан. Священник Петр Алексеев Шевелев, 43 года. Окончил в 1805 году философский класс семинарии. В храме с 1822 года. Диакон Ефрем Никитин Григорьев, 23 года. Из учеников информатики 1825 года. Дьячок Андрей Алексеев Шевелев, 42 года. В храме с 1798. Пономарь Алексий Иванов Диаконов, 29 лет. В храме с 1813 года. Прихожан 257 дворов (1125 душ м.п. и 1306 ж.п.)».
В 1829 году в приходе насчитывалось 256 дворов крестьян. В них проживало душ мужского пола 1257 и женского — 1440. В самом селе Шошминском насчитывалось 10 дворов крестьян (65 + 76), а в селении Цапегине (Яранцево — прим. автора) дворянка и у нее крепостных два двора и 37 душ (19 + 18). К приходу села относились деревни Танаково, М. Паншина, Б.Паншина, Б.Ерши и починки Ершинский, Коженер, М.Ершинский, М.Манканур(?), Б. Манканур(?), Шошминский, Катанур, Коноплев, по речке Малой Шошме Бабаев (?), Кичигин (?), Наумов, Мельников, Бусыгин, Курочкин, Куклин, Оксенов, Малиничи, при реке Лесной Шошме, Коновалов, Торгов, Чумуров — 7 дворов (44 + 59), Махнев — 5 (24 +27), деревни Поповка и Жеребецкая. Все эти поселения относились к казенному (ясашному) ведомству. Также в приход села входили починки удельного ведомства крестьян Яслянур, Королев, Самсонов, Корнилов (?), Красная Горка, Чесноков, Спирин, Медеников (?), Халтурин, Чубарев, Яслянурский и селения новокрещан–черемис Б. и М. Югунур и Зайцево Поле. Всего 44 селения.
Таким образом, приход села Шошминского в то время включал в себя населенные пункты, входившие позднее в Октябрьский и частично Ломовской сельские округа Яранского района и Васькинского, Михайловского и Ныровского сельских округов Тужинского района. На этой территории возникли села Михайловское (1861 год) и Ныровское (1878 год), что произвело «разгрузку» огромного Рождественского прихода.
В клировых ведомостях за 1829 год про храм в селе Шошминском записано: «Церковь сия неизвестно когда и коим тщанием построена. Священником Василий Добрынин, сын Максимов, 24 года, дьяконский сын. После окончания семинарии 11 августа 1827 года посвящен в священники настоящей церкви. Знает 3 проповеди. Диакон Ефрем Григорьев, Никитин сын, 27 лет. В семинарии не обучался. С 20 октября 1925 года в церкви села Шошминское. Дьячок Иона Андреев сын Шевелев. Из учеников риторики. В храме с 1829 года. Пономарь Алексий Иванов сын Диаконов, 33 года. В храме с 1813 года».
В 1848 году притч села был следующим: священником по-прежнему служил Василий Максимович Добрынин, 41 год. Диакон — Александр Васильевич Огородников, дьяконский сын. Окончил философский класс семинарии. С 1839 года в Шошминской церкви. Дьячок Иона Андреевич Шевелев. Пономарь — Исаак Семенович Куклин, в церкви с 1843 года. Второй священник — Федор Иванович Акишев. В 1837 году окончил семинарию с аттестатом 3 разряда. В 1844 году переведен священником в село Шошминское. Дьячок — Федор Михайлович Дьячков. В храме с 1846 года. В приход села входило 310 дворов крестьян. В них проживало 3733 жителя (1744 + 1989).
В 1866 году приход увеличился до 506 дворов и 4315 человек (2000 + 2315). Первым священником служил все тот же Василий Максимович Добрынин, 61 год. К тому времени он прослужил в Рождественском храме уже 39 лет. В 1860 году награжден бронзовым крестом, а в 1864 за усердную службу получил Архипастырское благословение. В документе говорится, что «поведения очень хорошего».
Второй священник — Симеон Николаевич Куклин, 45 лет. В 1843 окончил семинарию с аттестатом 2 разряда. В 1855 году переведен в церковь села Шошминское. В 1859 году награжден бронзовым крестом, а в 1865 — удостоен высшей награды священнослужителя: фиолетовой скуфьи.
Дьякон Илия Дамасников Олорский, «из черемисского племени». Окончил семинарию с аттестатом 2 разряда. В храме с 1852 года, 35 лет. Дьячок Капитон Федорович Зубарев. Окончил Яранское духовное училище. В храме с 1856 года. Дьячок Михаил Анисимович Изергин. В храме с 1866 года. Исполняющий обязанности дьячка Иоанн Александрович Шевелев. На настоящем месте с 1864 года.
По спискам населенных мест Вятской губернии, по сведениям 1859–73 г. г. село Рождественское (Шошминское) насчитывало 14 дворов и 160 жителей (78 + 82). В селе имелись каменная церковь и сельское училище.
В 1891 году село Рождественское административно и территориально относилось к Рождественскому сельскому обществу Комаровской волости Яранского уезда и насчитывало 38 дворов и 203 жителя (100 + 103). В селе занимались местным промыслом — изготовлением ведер (18 человек в 10 дворах).
В 1912 году приход села включал в себя 34 селения расстоянием от села от 2 до 8 верст. Прихожан православных русских 1951 муж. и 1922 жен., крещеных черемис 66 человек (33 + 33). Таким образом, всего в приходе значилось 4039 человек (1984 муж. и 1955 жен.). Причт состоял из двух священников, дьякона и двух псаломщиков. К церкви относилась сельская входная часовня. Достопримечательностями церкви были: антиминс, освященный Варфоломеем, Епископом Вятским и Великопермским, и вышеупомянутый колокол. Село располагалось на левом берегу небольшой реки Шошмы, в безлесной местности. В селе к тому времени была церковно-приходская школа с 85 учениками, а в районе прихода в починке Красногорском еще земская школа и церковно-приходская в мужском Пророчицком монастыре. Прихожане — хлебопашцы, но в приходе были развиты и некоторые ремесла: плотничество, катка шерстяной обуви и шитье крестьянской одежды.
В известные времена великой Страны Советов Рождественский храм не был разрушен, а превращен в колхозный склад. Однако доброго хозяина у здания за эти 80 лет не появилось — ремонт не велся. Лишь ветер трепал железную кровлю, а дождь и влага делали свое разрушительное дело, подтачивая не только деревянные части сооружения, но и кирпич. Если учесть, что Рождественскому храму перевалило за 300 лет, все это и обернулось бедой весною 1998 года. Дальнейшие комментарии тут излишни. Давайте никогда не повторять подобных ошибок!
Всеволод Егошин,
преподаватель географии, посёлок Санчурск.