Краеведческий сборник «Наш край» № 4, 2000 год, г. Яранск Кировской области.

Мосты через Ярань

В декабре 1968 года открылось движение по новому железобетонному мосту через реку Ярань. А когда же появился здесь первый мост? Наверное, с постройкой крепости в конце XVI века. Если на месте города раньше и существовало какое-либо маленькое поселение, то его жители, вероятнее всего, обходились без моста.


Рис. 1. Яранская крепость в начале 17-го века.
Реконструкция М.Мотовилова

А после возникла крепость. Она была невелика, центр ее находился в районе пересечения нынешних улиц Карла Маркса и Кирова. Поэтому можно предположить, что мост располагался где-то в пределах современного. Возможно, он был только чуть поднят над водой или вовсе лежал на поверхности (рис.1). Насыпь по левому берегу реки в те времена еще не возвели, ведь работа по ее устройству, да еще при гужевом транспорте, была посильна лишь большому количеству людей, а население крепости, как и края в целом, оставалось пока немногочисленным. Так что по низкому левому берегу шел настил из бревен.

Изобретение фотографии имеет особое значение для истории. Сохранившийся фотоснимок начала 80-х годов XIX века донес до нас ценнейшую информацию о Яранске того времени (фото 1): на въезде в город мы видим три церкви и колокольню–карандаш. Колокольни Ново-Троицкой церкви еще нет, она будет возведена только в 1889 году. Посмотрите, какой длинный мост через Ярань! Он тянется по левому берегу, над руслом сломан ледоходом. На левом берегу уже имеется насыпь.


Фото 1.

Следующий снимок конца 80-х годов XIX века зафиксировал строительство колокольни (фото 2). Обратите внимание: перед мостом установлены ледорезы. Они защищают его от крупных льдин, которые, наползая на ледорезы, ломаются. Мелкие обломки проплывают между сваями, не причинив вреда переправе.


Фото 2.

Деревянные мосты все же недолговечны: гниют их сваи, ветшает настил. На фото 20-х годов XX века идет новое строительство (фото 3).


Фото 3.

Старожилы города еще помнят, как в 1939 году в половодье с высоким уровнем разгулявшейся вешней воды лед шел выше ледорезов и снес мост. Пока возводили новый, наращивая при нем высоту ледорезов, пользовались переправой из плотов, скрепленной тросами, устроенной выше по течению реки. Машины–полуторки, тогда малочисленные, а в основном — гужевой транспорт ехали по лугам и через этот временный мост въезжали на улицу Яранскую (современную Радина).


Фото 4.


Фото 5.

Мостом, построенным в 1939 году, пользовались почти тридцать лет. В 50-е годы на нем была деревянная арка, на которой укрепляли лозунги (фото 4). Мост был местом сбора жителей города в период ледохода и разлива Ярани. Многие спешили увидеть захватывающее зрелище (фото 5).

Со временем и этот мост обветшал, между тем как транспортный поток увеличивался с каждым годом. Строительство нового возглавил Борис Иванович Черепанов. Места для опор будущего сооружения огораживались специальными щитами, выкачивалась вода, убирался мягкий грунт, ставились опоры и бетонировались. Два моста стояли рядом (на фото 6). Видите: машина идет пока что по старому, а новый — скоро будет закончен.


Фото 6.


Фото 7.

Хорош получился бетонный мост! Издалека он и сейчас красив (фото 7). А вот вблизи производит уже неважное впечатление: обнажились прутья перил так, что к некоторым секциям теперь и подойти-то опасно. Время такое, скажете вы? Но всегда жили среди яраничей настоящие мечтатели. В голодном 1922 году яранский архитектор М.П. Костромитинов спроектировал вот такой городской мост (рис.2). Чудо?!

Настанет время, и жители города будут беречь свою реку, заботиться о ней, не станут засорять ее берега и украсят въезд в город новым чудесным мостом. Наша Ярань этого заслужила...


Рис. 2. Проект М.П.Костромитинова.

По материалам музея и воспоминаниям Л.Ерина, Г.Царегородцева
подготовила к печати — Елена Дождикова.

Использованы фотографии из фондов музея и из архива В.Винокурова.

Hosted by uCoz