О нем я услышал, когда мне было десять, в 1948 году. Вездесущие мальчишки с улицы Тургенева (за старшего у нас был тогда Николай Киверин), мы ходили смотреть на аэропорт за лесом. Ничего особенного: площадка и маленький сарайчик...
В это же время военный летчик, участник боевых действий за Ленинград, Василий Михайлович Дудин был направлен из военной авиации в гражданскую. По личной просьбе он попал в родной Яранск и начал заниматься местным аэропортом всерьез, с военной хваткой. Приобрел дом, в котором разместилось все: контора, касса, техотдел.
В 1954 году В.М.Дудин уезжает в Ленинград, и начальником аэропорта назначают В.И.Колчина. Вскоре его переводят в Кировский авиаотряд старшим инженером по спецприменению (лесопатрульная и химическая службы). Начальником аэропорта становится Иван Александрович Бобыкин. Аэропорт принимает самолеты АН–2, один рейс в день. Но Бобыкин погибает при невыясненных обстоятельствах, и в 1959 году его заменяет В.К.Тетерин.
До того, как возглавить Яранский аэропорт, Валентин Константинович закончил Троицкое (Челябинской области) авиационное училище. В авиацию пошел не случайно, хотя сразу после школы поступал в учительский институт. В это время его старший брат служил в армии, как раз в военно-воздушных силах, да и бывший начальник местного аэропорта В.И.Колчин был близким знакомым Тетерину. Видимо, все это сыграло свою роль, и Валентин Константинович бросает институтскую учебу, поступает в авиационное училище. По окончании работает в Новосибирске, патрулируя леса, занимаясь аэрофотосъемками, доставкой почты на закрытые авиаплощадки, но некоторое время спустя переводится в Кировский авиаотряд начальником Шурминского аэропорта, а после трагической гибели яранского начальника направляется в местный аэропорт. Приняв все хозяйство, Валентин Константинович, с поддержки первого секретаря районного комитета партии П.С.Макарова, начинает строить новый аэропорт в юго-западной части Яранска, в конце деревни Большое Поле. Себе в помощники, на должность авиамоториста, берет демобилизовавшегося из авиации В.В.Малышева.
Перевозит на место строительства дом с Майского лесоучастка, оснащает порт радиостанциями, командной связной и ближней приводной, набирает штат работников. Появляются диспетчерская служба и радисты. В.В.Малышев становится диспетчером, а его партнером — отслуживший в армии воздушный радист–стрелок (по военной специальности) А.Е.Царегородцев, прошедший курсы диспетчеров при Ульяновской школе высшей летной подготовки. Радистами трудятся Н.Ф.Елсуков и А.М.Бочкарев. Аэропорт начинает принимать самолеты ЛИ–2, двадцатичетырехместные, с мягкими креслами. А поскольку в то время хороших дорог было мало, поток пассажиров рос: люди оценили возможность быстро и удобно добраться до пункта назначения. В начале 60-х годов в Яранске, на базе аэропорта, проводилась подготовка призывников в десантные войска, по линии военкомата и ДОСААФ.
В 1965 году началось строительство дальней приводной радиостанции в районе березовой рощи, на улице Березовой (ныне носящей имя нашего земляка, Героя Советского Союза Константина Ложкина), но в створе взлетно-посадочной полосы оказалась колокольня Троицкой церкви. Развернуть привод оказалось невозможным, и станцию перестроили в жилой дом.
Кадровый состав аэропорта достиг 25 человек. Хочется назвать многих из них поименно. Диспетчеры А.Е.Царегородцев, В.В.Малышев, радисты Н.Ф.Елсуков, А.М.Бочкарев, Я.В.Подоплелов, кассиры Г.М.Халтурина, Э.А.Малышева, кладовщики Т.Д.Цапурина, А.А.Золотова, начальник узла связи Ю.Н.Ухов, старший электротехник В.К.Хориков, радиотехник Н.В.Куклин, метеорологи Л.С. Захарова, Г.М.Стяжкин (позже — А.А.Золотова). Работники носили летную форму и очень уважали ее. Дольше других радистов в аэропорте, до самого его закрытия в 1992 году, проработал Н.В.Козырев.
Но это случится позже, а в те годы все еще развивалось. При аэропорте организуется авиационная база химиков с базированием эскадрильи самолетов АН–2. Летчики выполняли прополку, сев трав, подкормку озимых в колхозах Яранского и соседних районов.
Появляется возможность принимать 50-местные, комфортабельные самолеты АН–24. Для этого проведена работа: выравнена и удлинена до 1200 метров взлетно-посадочная полоса, установлена система «Луч–2», позволяющая принимать и отправлять самолет в ночное время, расширяется склад горюче-смазочных материалов, на службу поступает новый заправщик самолетов и трактор С–100, средства выравнивания и укатки грунта для поддержания полосы в надлежащем состоянии. Появляются новые работники: авиатехники А.П.Милков и В.И.Полушин, трактористы и шоферы А.В.Кислицын, В.А.Соломин, Н.В.Дерябин, Е.Я.Захаров, И.А.Костерин, В.П.Иовлев.
Яранский аэропорт. Перед рейсом.
Фото из архива В.К.Тетерина.
Расцвет местного аэропорта приходится на конец 60 — начало 70-х годов. В 1973 году, когда отмечалось 50-летие Аэрофлота, подводились итоги работы аэропортов местных воздушных линий, и Яранский был признан лучшим среди равных. В то время на территории аэропорта работал буфет, уют для пассажиров создавали зеленые насаждения и цветы. На самолет до Кирова было трудно достать билеты. А вообще рейсы были даже в села, в зимнее время на самолете АН–2, базировшемся в аэропорту, со сменными экипажами. Доставляла «Аннушка» в Сердеж и Никулята, Караванное, Большие Пачи, Арбаж. На самолете ЛИ–2 летали по маршруту Киров—Яранск—Горький. К концу 70-х годов эксплуатационный ресурс самолетов ЛИ–2 выработался, они прекратили существование; прекратил полеты по местным воздушным линиям и АН–24. Снова аэропорт остается только с АН–2, в силу некомфортабельности которого начинается резкий спад числа пассажиров и сокращение штатных работников порта до минимума. В конце концов остается лишь сельхозавиация, которая с ходом новых реформ также закончила свои полеты: дорогими стали горючее, удобрения, и колхозы уже не могли проводить авиаподкормку своих полей.
Первое приземление самолета в Яранске на лугах около дер.Лагуново. 1923 год.
Валентин Константинович Тетерин, отдавший авиации в общей сложности 27 лет, фактически был последним начальником местного аэропорта. После него эти обязанности исполняла А.А.Золотова, но в большей степени она была уже просто информатором для крылатых машин, прилетающих в наш город. Площадка существует и поныне. На нее еще могут садиться санитарные самолеты.
В феврале прошлого года гражданская авиация страны отмечала свое 75-летие. Жаль, что Яранский аэропорт «не дотянул» до этого дня.
Геннадий Царегородцев,