Вопрос об открытии реального училища в городе Яранске уездное земство поднимало еще в 1872 году.
В 1903 г. он казался близким к благоприятному завершению, но из-за войны с Японией не нашлось средств. Спустя два года, когда вновь рассматривали вопрос об открытии на местные средства мужской четырехклассной гимназии, Министерство народного просвещения указало на предпочтительность открытия в Яранске полного среднего учебного заведения. В 1908 году таковое было просто необходимо городу: свыше 170 мальчиков — уроженцев Яранского уезда обучались в средних заведениях за пределами своего уезда.
В 1908 году Вятское губернское земское собрание постановило об открытии второго в губернии содержимого на средства казны среднего учебного заведения (первое — Вятская гимназия), избрав пунктом его учреждения город Яранск.
3 июня на соединенном заседании Яранского уездного земского собрания и Яранской городской Думы по предложению председателя земской управы Н.П.Стародумова единогласно было постановлено «ходатайствовать перед Правительством об открытии в городе Яранске мужской гимназии за счет казны, но если потребуются ассигнования на нее из местных средств, то ассигновать от уездного земства ежегодно по 5 000 рублей и от города по 1 000 рублей на содержание гимназии».
Указанием 6 июня 1909 года земской управой перед Управлением Округа было возбуждено ходатайство об открытии в Яранске частного мужского заведения с программой мужской гимназии. А 13 июля 1909 г. Управление округа дало разрешение на открытие частного мужского заведения 1 разряда.
Для заведования вновь открытым учебным заведением Управление Округа командировало, согласно просьбе Уездной Земской Управы, исполняющего обязанности инспектора Вятского реального училища С.А.Исполатова.
Здание мужской гимназии на улице Троицкой (ныне — Кирова, 18)
Для помещения учебного заведения земской управой на 2 года с платой 500 рублей в год был арендован каменный двухэтажный дом, принадлежавший Яранскому мужскому монастырю.
Приемные испытания для будущих учеников назначили на 4 сентября. Плата за обучение составляла 25 рублей в год. Возраст для поступления в первый класс определили от 10 до 13 лет. Прошений о приеме было подано 101: в 1 класс — 68, во второй — 33.
Первые гимназисты. В центре — директор гимназии С.А.Исполатов. 1910 год
12 сентября 1909 года, после торжественного молебствия, учебное заведение объявили открытым, а с 15 сентября начались занятия.
Азы наук постигали ученики самых разных сословий: дети дворян и чиновников — 8 человек, священнослужителей — 7, купцов — 4, мещан — 20, крестьян — 34.
Поначалу приходилось трудно: не было ни учебников, ни мебели — ученики сидели на старых партах, взятых из народных школ. Однако поведение учеников особых замечаний не вызывало, кроме выговора в той или иной форме да одного случая временного удаления. Отчисляли редко, лишь тогда, когда ученик уже пробыл в каком-нибудь классе два года и не мог перейти в следующий класс из-за слабой успеваемости. За отличное же поведение и хорошие успехи педагогический совет награждал учеников похвальными листами и книгами. По итогам экзаменов большинство из них в конце года были приняты в следующие классы.
Вскоре сбылась давняя мечта яраничей — в городе открылась гимназия. 16 августа 1910 г. в здании гимназии, которая разместилась в одном помещении с гимназией частной, было совершено торжественное молебствие. Конечно, места не хватало, потому в 1911 г. сделали двухэтажную пристройку с площадью, равной 53,15 саженей.
В 1912 г. в гимназии появилась электрическая станция ( в городе еще не было), использовавшаяся для освещения здания, и проведена вода в кабинет физики. Тогда же под руководством В.А.Дьяконова начал создаваться музей. Кроме того, работали столовая, библиотека, в которой в 1915 г. насчитывалось 4778 книг.
Имена учителей мужской гимназии известны: Исполатов С.А. преподавал математику, геометрию, физику; Агафонников С.А. вел русский язык, Алексеев В.А. — русский и латинский языки, Ганчесов Д.А. учил премудростям латинского языка, истории и географии, Дьяконов В.А. — истории, географии и природоведению, Меркулов М.П. вел рисование и чистописание, Шубин И.И., Марута-Сукало-Краснопольский М.М. исполняли обязанности классных наставников.
В гимназии также изучался Закон Божий, постичь который помогали священник Андрей Александрович Дернов и отец Владимир Ильич Ковин. Имелся в мужской гимназии и врач — Шулятиков А.И. Обучались здесь мальчики из населенных пунктов Царевосанчурска, Кукарки, Костромской и Казанской губерний. В послеурочное время гимназисты играли в футбол, зимой на школьном катке катались на коньках, ходили на лыжах.
Уже в первые годы своего существования гимназия стала культурным центром. Гимназисты ставили постановки, такие как «Женитьба» Гоголя, детскую оперу «Свинья под дубом», ряд сцен из оперы «Жизнь за царя» (последняя — в 1913 году, силами обеих гимназий — мужской и женской). Постановка опер осуществлялась Пинегиным А.Е. и художником Меркуловым.
Вскоре имеющееся здание стало тесным, и общественность города добилась ассигнования на постройку специального здания для гимназии, с отведением места на территории целого квартала, там, где находилась торговая площадь. Начало войны в 1914 году сорвало эти планы.
Через два года (в 1916) состоялся первый выпуск гимназистов–восьмиклассников в составе 11 человек. В 1918 году гимназия преобразована в семилетнюю школу. А с 1940 года — это средняя школа №2.
В 30–40-х годах директором ее был Опарин Дмитрий Семенович, его заместителем по учебно-воспитательной работе — учитель математики Загайнов Иван Иванович. Свыше 30 лет проработал он в нашей школе. Вместе с ним с 1936 года учительствовала Реунова Мария Федоровна. Волевая, энергичная, она умела организовать учителей и учащихся, всегда находилась там, где было трудно. Очень интересно проходили ее уроки истории...
Средняя школа №2
В годы войны школа работала в трудных условиях. Уроки проводились в две смены. Заниматься приходилось при свете коптилок, без тетрадей, поэтому писали на газетах, старых книгах. Было так холодно, что зимою в классах замерзали чернила, и ребята сидели в пальто. Но учились старательно, поддерживали друг друга чем могли. Конечно, в те грозные годы помогали фронту: собирали деньги на строительство танков, самолетов, вязали варежки, носки, вышивали кисеты, писали бойцам письма.
В течение многих-многих лет педколлектив школы формировался, совершенствовался под руководством таких опытных директоров и их заместителей, как Опарин Д.С., Самоделкина А.П., Реунова М.Ф., Елкин И.Г., Ломовцева Н.И., Дегтярев В.А., Небогатиков Е.А., Макаров П.С., Халтурин А.И., Горячевский В.Н., Рязанов Г.С., Ванчугов М.М., Перепелкина Т.А., Козлова Т.Ф., Крутовских Т.Г., Карасева З.И., Ваганова Н.Н., Медведева Н.В.
Педагогический коллектив школы на протяжении многих лет был и остается коллективом единомышленников. Невозможно перечислить имена (а хотелось бы) всех педагогов, кто, передавая детям свои знания, отдавал им свои сердца и души. Три учителя школы были удостоены самого высокого звания — «Заслуженный учитель РФ»: Миловзорова В.И., Крутовских Т.Г. и Зверева К.К.
Есть и награжденные значком «Отличник народного просвещения». Это Миловзорова В.И., Зверева К.В., Крутовских Т.Г., Жаркова Г.И., Гущина Е.М., Байнова Р.С., Ефремова Л.Ф., Козлова В.С., Ломовцева Н.И., Южанина К.Н., Селезнев П.Н., Кожинова Т.В., Черепанова А.В., Дрягина Л.А., Золотова А.М., Небогатикова Л.В., Софронова К.Н., Ваганова Н.Н., Горячевский В.Н., Щеглова В.Е.
Часто теплыми словами вспоминают выпускники Бояринцеву А.И., Крупина Ю.М., Тараткина Ю.В., Крутовских О.М., Бакулову Г.А., Безденежных Е.И.
Большое внимание в школе уделялось пионерскому и комсомольскому движению. Как вспоминает Л.Н.Балдина, работавшая старшей пионервожатой, школьники собирали макулатуру и металлолом, вели переписку со сверстниками из разных стран, шефствовали над младшими, играли в «Зарницу», помогали в уборке черноплодной рябины и картофеля — то есть работа буквально кипела. Не случайно пионерская дружина школы считалась правофланговой — лучшей в районе.
За свою 90-летнюю историю школа дала Родине много славных сыновей и дочерей. Кто они? Давайте перелистаем школьные странички.
Итак, Родыгин Николай Васильевич. Окончил мужскую гимназию и в числе первых вступил в комсомол. Участник подавления Шахайского восстания, служил в 269-ом архангельском полку, в 1919 году сражался на фронте.
Булатов Лев Валерианович. Выпускник 1948 года. Работал начальником арктической станции «Северный Полюс–15». Позднее — в арктическом институте.
Желваков Юрий Андреевич. Закончил школу в 40-х годах. Заслуженный художник России, дважды лауреат Государственных премий, доцент Российской Академии художеств.
Шелковников Игорь Григорьевич. В 1949 году окончил среднюю школу №2, затем поступил в аспирантуру Ленинградского горного института, защитил диссертацию и получил степень кандидата технических наук. Работал в Швеции и на Кубе.
Щекотова Галина Ивановна. Выпускница 1953 года. Мастер спорта, кандидат юридических наук, преподает в московском институте имени Баумана.
Григорьева Софья Михайловна. Выпускница 1958 года. После окончания Иркутского института, трудилась геологом в Красноярском крае, сейчас она — журналист.
Дроздова Ольга Леонидовна. Выпускница 1958 года. Кандидат биологических наук, работала во Всесоюзном научно-исследовательском институте им. Вавилова.
Васенев Иван Иванович. В 1979 г. закончил школу с золотой медалью. Сейчас руководит лабораторией Геоинформационных систем и агроэкономического мониторинга во Всероссийском НИИ земледелия и защиты почв от эрозии.
Клюжев В.М. Выпускник школы 1963 года. В настоящее время — генерал-майор, начальник главного клинического госпиталя Министерства обороны РФ имени академика К.Бурденко.
Елкин Николай Николаевич. Закончил восьмилетку в 1967 г. Доктор физико-математических наук. С 1994 года — доцент Московского физико-технического института. Им опубликовано свыше 50 научных работ, большая часть которых посвящена численному моделированию процессов генерации излучения в лазерных системах. Лауреат премии имени И.В.Курчатова в области прикладных исследований.
Демаков Сергей. Выпускник 1981 г. Преподает в институте цитологии и генетики г.Новосибирска.
Соловьянов Сергей. Выпускник 1985 г. Кандидат физико-технических наук, преподает в Казанском университете.
20 человек окончили школу с медалью. Многие выпускники работают учителями, врачами, инженерами в разных уголках страны и часто вспоминают родную школу, учителей, одноклассников.
Я в этот дом и в тихий, милый класс
Хотел бы заглянуть еще не раз.
Хотел бы за учителем вослед
Пытливо вновь смотреть на белый свет.
Дорогу вновь пройти, что от села
Меня в широкий свет тогда вела,
Который, к счастью, и пройти я смог,
Где каждый шаг мой — лучший мой урок.
А на висках белеет седина.
Была на свете звонкая весна,
Сквозь боль, сквозь радость думаю о ней,
И не забыть мне никогда тех дней.
В 1998 году школа была реорганизована в школу с лицейскими классами. Сейчас в ней преподают 65 учителей. Почти все они имеют специальное высшее образование. 12 из них — бывшие выпускники.
Медведева Н.В. — учитель высшей категории — отмечена званием «Заслуженный учитель России».
В школе также 10 «Отличников народного просвещения»: Рязанов Г.С., Чеснокова В.А., Медведева Н.В., Рыбакова А.В., Исаева С.А., Жирова М.М., Балдина Л.Н., Рязанов А.Г., Задворных О.Н., Шевнина Е.Н.
О профессионализме говорит и тот факт, что трем педагогам присвоена высшая категория, 19-ти — 1-я категория, 12 человек имеют 2-ю категорию.
Учителя школы — требовательные к себе люди. Кафедры математики и русского языка — ведущие в школе: «тонким перышком писать, вычитать и умножать», познавать секреты нестареющей науки математики и вечно юной литературы учатся школьники у педагогов этих предметов. Хорошие знания, умелое применение ТСО, внеклассная работа позволяют сделать каждый урок интересным. Ежегодно учащиеся школы становятся призерами районных математических олимпиад. Увлекают детей своими предметами Ушакова Л.В., Ефремова Л.Е., Камальдинова Р.С., Филимонова Н.Ю., Клюжева В.Е.
Учителя русского языка и литературы Шевнина Е.Н., Исаева С.А., Новикова Н.Б., Долгополова Л.Б., Дудина Л.В., Князева Г.А., Серебрякова В.В. стремятся воспитать у детей грамотность, научить их любви к родному языку и сокровищам классической литературы.
Кафедра учителей естественных наук — это учителя–энтузиасты. Арефьева Е.В. сама увлекается туризмом и приобщает учащихся к походам по родному краю. Медведева Н.В. и Шалыгина Л.Л. раскрывают школьникам секреты биологии. Токарев А.А. вводит ребят в удивительный мир физики. Что такое волны и что такое земное притяжение, дети узнают на его увлекательных уроках.
Кислицына И.О. нацеливает школьников на понимание химических законов, требует глубины знаний от учащихся.
Много лет отдал школе учитель физической культуры Рязанов Г.С., прививая детям любовь к спорту. Сейчас его сын, Рязанов А.Г. возглавляет спортивную работу в школе.
Учителя иностранных языков Жирова М.М., Кожинова Е.Н., Толстогузова Е.В. учат детей чудному языку Шекспира и Байрона, строгости и поэтичности языка Гете и Шиллера.
Ванчугов М.М., Булдакова Т.И., Винокурова Г.Б. на уроках истории формируют мировоззрение школьников.
Дружный, творческий коллектив учителей начальных классов объединяет огромная любовь к детям, умение общаться с ними. Среди учителей есть мастера своего дела: Чеснокова В.А., Балдина Л.Н., Рыбакова А.В., Тутубалина Р.М., Лежнина Н.Н. Они охотно делятся своим опытом с коллегами через семинары, практикумы, серии открытых уроков и внеклассных дел.
В 1997 году школа заключила договор с Марийским Государственным техническим университетом. В течение двух лет преподаватели МГТУ проводят обучение детей по математике, физике, русскому и английскому языкам. В конце второго года учащиеся проходят тестирование, по итогам которого они зачисляются в институт. Первый выпуск лицейского класса показал хорошие результаты.
Коллектив учителей средней школы № 2 с лицейскими классами
С полным основанием гордится школа своей воспитательной системой. Учебный год поделен на четыре тематических периода, в течение каждого из которых проходят внеклассные мероприятия по предметам и ключевые дела. Традиционными стали церемония награждения лучших учащихся «Икар–98», «Икар–99» и военно-спортивная игра «Зарница». Дети — активные участники районных смотров, конкурсов, соревнований.
К 90-летию со дня образования гимназии, силами учителей–ветеранов, учащихся и педагогов предполагается создать музей. Большую помощь в этом оказывают Бояринцева А.И., Карасева З.И., Тараткин Ю.М....
Вот, пожалуй, коротко и все, что можно рассказать о славной истории, выпускниках и педагогах средней школы №2, а когда-то — гимназии начала века...
Елена Прыгунова,