Краеведческий сборник «Наш край» № 3, 1990 год, г. Яранск Кировской области.

О некоторых письменных источниках по истории нашего края

Молчат гробницы, мумии и кости —
Лишь слову жизнь дана.
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.

И.Бунин.

На протяжении всей своей жизни человек встречается с источниками, будь то источники света, тепла или знаний. Краевед в своей работе использует три основных вида источников: вещественные, письменные, устные. Наиболее крупную группу составляют письменные источники. Это книги, летописи, послания, газеты, журналы, брошюры, труды, дневники, документы, листовки, записки, объявления, визитки, письма. Чтобы использовать все богатство письменных источников правильно, краеведу необходимо знать: какая письменность использована в источнике, каким почерком он написан, на каком материале (бумаге, коже и т.д.).

Письменность возникла тысячелетия назад. Древние считали её даром богов. На самом же деле письменность придумали сами люди, желая передать свои мысли на расстоянии или сохранить их для потомков. В Южной Америке для «записи» мыслей использовали разноцветные шнурки (рис. 1). Индейцы Северной Америки — раковины. В Древнем Египте люди «зарисовывали» свои мысли. Подобное «рисунчатое» письмо (рис. 2) в начале 1849 года получил президент США от индейцев. Индейцы писали: «Предводитель племени журавлей, он же общий начальник, а также предводители 3-х племен: куницы, медведя и морского кота, просят разрешения им переселиться в те места, которые обозначены в прошении». В рисунчатом письме каждый рисунок обозначает отдельное слово. Позднее люди научились заменять рисунками (а затем знаками) отдельные буквы в слове. Так появилось всем нам известное алфавитное письмо. До принятия христианства наши предки пользовались рисунчатым письмом, а в 9-м веке братья–просветители Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку — кириллицу. Постепенно некоторые буквы кириллицы перестали использоваться. Поэтому в 1710 году Петр I утвердил новый гражданский алфавит, в котором не было десяти устаревших букв. Этим алфавитом (с небольшими изменениями) пользуемся сейчас и мы.


Рис. 1. Узловое письмо

   


Рис. 2. Прошение индейцев

До середины 16-го века все письменные источники — рукописи. Печатные книги появляются только в 17-м веке. Читая письма друзей, родственников, тетради одноклассников, мы иногда не можем понять почерк, которым они написаны. Почерк письменных источников 9–17 веков для непосвященного человека и вовсе не понятен. Поэтому, чтобы верно прочитать какой-нибудь древний документ, очень важно изучить почерк, которым он написан.

На Руси 9–17 вв. было три вида почерка: устав, полуустав и скоропись. Уставом (рис. 3) пользовались в 11–13 вв. Он отличается прямыми, без наклона, буквами, каждая из которых вырисована с большой тщательностью. Слова часто не отделялись друг от друга и сокращались.

В 14–15 вв. на Руси уже больше грамотных, читающих людей. Тем, кто занимался переписыванием книг, документов, приходилось писать быстрее и больше. Поэтому появляется более простой, более удобный для писца почерк — полуустав (рис. 4). Он отличается угловатыми, с легким наклоном буквами, разделением текста на слова, изобилием сокращений.

В 16 веке грамотные люди России пользуются уже скорописью (рис. 5). Она позволяла писать очень быстро, размашисто, со множеством сокращений. Поэтому источники, написанные скорописью, читать очень трудно.

После реформы Петра I в рукописях и печатных изданиях используется гражданский алфавит (рис. 6), очень близкий к современному. Читать его намного легче, чем кириллицу. Только церковная литература еще долгое время продолжала писаться и печататься кириллицей (уставом или полууставом).

Читая письменный источник, мы порой задумываемся: настоящий он или поддельный? Ведь есть люди, умеющие искусно подделывать почерк. Тогда на помощь приходит изучение материала, на котором написан письменный источник. Древние люди для написания текстов использовали буквально все, что попадало под руку: камень, металл, дерево, кость, глину, бересту, папирус, ткань, листья деревьев. Например, наши предки в Новгороде, Пскове для переписки с друзьями, с торговыми партнерами и т.д. использовали бересту. Такие берестяные грамоты были впервые найдены в 1951 году при раскопках древнего Новгорода. Более важные государственные документы писались на пергаменте — особым образом выделанной телячьей коже. Бывало, что на одну пергаментную книгу уходила кожа целого стада телят. Первые документы на бумаге появились на Руси в 14 веке, а своя бумага — лишь в 17-ом. Чтобы точнее указать, когда был создан письменный источник (из бумаги), необходимо посмотреть его листы на свет. До 20 века на всей бумаге стояли особые знаки, видимые только на свет, — филиграни. Это были фирменные знаки русских и зарубежных бумажных фабрик. Некоторые письменные источники, хранящиеся в нашем музее, имеют филиграни.


   


Рис.3. Устав из текста Остромирова евангелия Рис.4. Образец полуустава XIV века: Лаврентьевский свод (1032–36)

Изучив письменность, почерк и материал источника, мы можем смело переходить к его содержанию. Все письменные источники делятся на несколько групп — видов. Это книги, послания, периодическая печать (газеты, журналы), брошюры, труды, дневники, документы, листовки, записки, объявления. В фондах нашего музея хранится множество письменных источников по истории Яранского уезда и района. Рассмотрим их.

Книги — наиболее известный и доступный всем вид письменных источников. Самыми древними книгами на Руси были летописи (11–17 века). Это записи исторических событий по годам. В Кировской области сохранилось несколько летописей. В одной из них, под названием «Вятский временник», составленной в последней четверти 17 века дьячком вятского Богоявленского собора Семеном Поповым и его сыном Иваном, — наиболее раннее упоминание о Яранске. «В лето 7092 (1584 год) марта в 19 день, за полтора часа до вечера представился государь царь и великий князь Иван Васильевич всея России, царствовал 31 лето и расширил Московское царство... 1588 г. в та же лета городы ставлены: Царев Шанчурин, Уржюм, город в Самаре Яранской» ([9], стр.8).


   


Рис.5. Скоропись XVII века. Из сочинений Котошихина Рис.6. Образец печатных букв гражданского шрифта. 1723 год. (Из «Апофегмат»)

До революции в Яранске было немало церковной литературы. Это многочисленные библии, молитвенники, жития святых и другие. Одна из библий, хранящихся в нашем музее, относится к началу 17 века, периоду царствования Петра I.

Совсем недавно вышла в свет книга О.Бакиной «Родина моих детей», где помещен многолетний труд протоирея Никольской церкви В–Полянского района о.Алексея Сухих «Житие Яранского чудотворца старца Матфея». «Житие...» — не отдельная книга, а глава в книге, но это единственный пример церковной литературы в жанре жития святых, посвященной нашему Яранскому чудотворцу отцу Матфею. В нем, как и во всяком другом «Житии», описывается жизнь, благие деяния и чудеса святого. Отец Матфей, в миру Митрофан, был младшим из трех сыновей в семье. Крайняя нужда заставила пойти его в услужение вятскому купцу Столбову, у которого тот и прожил 18 лет. В 1899 году в числе других священнослужителей был послан из Филейского Александро-Невского монастыря (в Вятке) в помощь строительству Яранского Пророческого мужского монастыря. Еще в Филейском монастыре Господь награждает его прозорливостью. «Как-то раз к нему ради любопытства узнать свое будущее пришла прихожанка и стала настойчиво дознаваться, что с ней может случиться в ближайшее время... Батюшка встал, взял три сухарика и протянул ей со словами: «Ступай с Богом. Вот твое будущее. Да молись, не ленись...». В скором времени у нее случилось несчастье: сгорел дом и все постройки. И пришлось ей три года собирать милостыню. Тогда она и поняла, что таким образом предрек ей о.Матфей беду, да прямо сказать не решился».

После смерти о.Матфея на его могилу часто приходили люди. Рассказывают об одном из чудес, произошедшем там: мальчик 10–12 лет, который три года не ходил, вдруг встал и пошел ([1], стр.80–90). В целом «Житие Яранского чудотворца старца Матфея» представляет собой интересный источник о духовной жизни Яранского уезда начала 20 века.

В 19 веке среди книг появляются справочники, касающиеся нашего края. Это такие, как «Материалы по статистике Вятской губернии», изданные в Вятке в 1894 году, и «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание», также вышедшее в свет в Вятке в 1912 году.

В части 1 «Материалов по статистике...» представлен детальный разбор земельных угодий Яранского уезда. Пользуясь ею, мы можем установить границы уезда в конце 19 века; рельеф, почвы уезда, состояние крестьянского землевладения — обеспеченность крестьян пашнею, орудиями труда, скотом, с/х машинами; узнать, что выращивалось в уезде, какова была урожайность полей, сколько стоила с/х продукция.

Читая эту книгу, узнаешь, что уже в конце 19-го века крестьяне Яранского уезда в своем хозяйстве использовали не только ручные орудия труда, но и с/х машины: молотилки, молотухи, веялки. Молотуха — это оригинальная молотилка, которая делалась умельцами уезда. «Она представляет род небольшой тележки, у которой на осях вместо колес насажены круглые чурбаны. В них для лучшего вымолачивания зерна из снопов вбиты пальцы.

Оси у такой молотухи подвижны и вращаются в вырезках вертикальных стержней, укрепленных неподвижно в переднем и заднем концах сидения — простой доски, имеющей небольшую спинку и иногда впереди дощечку для упора ног лица, сидящего на молотухе и управляющего лошадью, впряженной в обыкновенные тележные оглобли». Колосья раскладывались на току в два ряда, и по нему ездили на молотухе. Обмолот хлеба таким образом был менее тщательным, чем цепами, но для молотьбы требовалось много рабочих рук, поэтому небольшие семьи использовали для обмолота молотухи ([11], стр.42).

Часть 2 «Материалов по статистике» — подворная опись. Она представляет собой статистические данные, записанные в виде таблицы (таблица на 738 страниц). Из нее мы узнаем, какие волости, деревни входили в Яранский уезд в конце 19 века, какие национальности проживали на территории уезда; чем занималось население (скотоводство, земледелие), сколько было грамотных и т.д. В деревне Красногорская Слобода (Ланцы), по данным этой книги, в 1891 году проживало 105 человек. Все они были русскими государственными крестьянами. Из них 35 человек владели грамотой, 40 — занимались промыслами. Преобладающим местным промыслом был кузнечный. ([12], стр.258–265)

Книга–справочник «Вятская иепархия. Историко-географическое и статистическое описание», выпущенная в Вятке в 1912 году, содержит в себе сведения по всем уездам губернии, в том числе по Яранскому. Это и краткий историко-географический очерк Яранского уезда, и сведения о религиозных верованиях, церковных учебных заведениях, и описание приходов (церкви, часовни, священнослужители, прихожане). В историко-географическом очерке встречается несколько версий о названии нашего города. «Имя города Яранск местные интеллигенты выводят от черемисского слова «ера» — хорошо, но вернее от реки Ярань (на которой и стоит город) т.е. богатая ярами, глубокими местами». ([2], стр.34)

Периодическая печать появилась в Вятской губернии в начале 19 века. В уезде же — во второй половине XIX — начале XX века. После Февральской революции 1917 года в городе предположительно начало выходить сразу две газеты: «Крестьянское слово», издаваемое Яранским уездным земством с 1 мая 1917 года ([18], стр.38), и «Голос трудового народа» — рупор местной организации партии кадетов после Февральской революции ([15], стр.1).Но уже в 1919 году в Яранске осталась лишь одна газета «Крестьянин–коммунист» (издатели — местная большевистская организация и уездный исполнительный комитет). В 1928 году она была закрыта в связи с включением Яранского уезда в Котельничский округ. Спустя два года с образованием района, организована газета «Яранский колхозник», которая, меняя свои названия («Знамя коммунизма», «Отечество»), существует и по сей день.

Самая старая подшивка газет, хранящаяся в музее, — за 1919 год. В ней встречаются очень интересные материалы о жизни уезда. В №11 от 2 февраля 1919 года на 3-й странице напечатана великолепная юмористическая заметка под названием «История с блинами». Автор ее не известен (псевдоним Н.К.). Замечательно то, что он осмелился критиковать членов продотряда, несмотря на страх, испытываемый большинством перед этими представителями большевистской власти. Поскольку заметка небольшая, приводим ее полностью:

История с блинами

Масленица пришла не для всех, а только для членов Комиссии по сбору революционного налога по Шешургской волости.

Разъезжая по селениям, прежде всего Комиссия дает распоряжение, чтобы каждый плательщик приготовил для них блины и яйца. И вот в одном селении Комиссия переходила из дома в дом, поедая блины и яйца. На их счастье или несчастье, блины оказывались все масленей и масленей. В желудках же становилось все тесней и тесней. Наконец благополучно добираются до последнего плательщика, но у этого, как на беду, блины оказались особенно хороши, «на объядение», от таких блинов одному из членов, как волку, жадному, чуть-чуть не пришлось поплатиться своей шкурой. Лил с него, бедного, сначала пот, как с Фоки от ухи, а потом начал он бледнеть и, наконец, сделался как мрамор. Когда вышел из-за стола, на ногах держаться уже не мог, а беспомощно упал на пол.

А и блинков-то у этого последнего плательщика съедено было немного, «штук 200 да 80 яиц» — только и всего.

Но мне думается, что ни один николаевский жандарм не справился бы с такой порцией (хотя брюшки у жандармов были немалые).

Н.К. ([3], стр.3)

Журналы в Яранском уезде появились раньше газет. Первым журналом, издаваемым в городе, стал «Журнал Яранского уездного земского собрания». До 1892 года он печатался в типографиях губернского центра — Вятки. С 1892 года — в Яранской типографии С.Н.Андреевой, а с 1897 — А.Н.Глушкова. Этот журнал — богатейший источник по истории края второй половины 19 — начала 20 века. В нем освещено все, чем занималось Яранское земство — хозяйственные, образовательные, медицинские, с/х вопросы.

Журнал Яранского уездного земского собрания за 1899 год наполовину посвящен вопросам медицины. Из «Отчета медицинского совета за 1898–1899 год» мы узнаем, что в уезде в это время было 7 больниц. В 1898 году в этих больницах находилось на лечении 7220 больных. Почти половина из них лечилась от болезней, представлявших «большую опасность для населения как источник заразы». Из них «лечилось от острозаразных болезней: кори, скарлатины, оспы, тифов и т.п. — 2157, от венерических болезней — 256, от крупозного воспаления легких — 576». Для медицины Яранского уезда того времени было большим достижением, что такое количество больных лечилось в специальных «заразных отделениях», а не дома (как это бывало раньше). В целом 1898 год для медицины Яранского уезда был непростым. «В отчетном году в уезде существовали все эпидемические болезни: были эпидемии кори, скарлатины, оспы, брюшного и сыпного тифа...». Вместе с тем отмечены успехи. Несмотря на то, что эпидемия оспы «отличалась особенною тяжестью», многим удалось ее избежать благодаря прививкам. «В отчетном году было привито... с успехом 18811 лиц... Выяснилось, что пощаженным оспой оказались волости Кикнурского участка, где в прошлом году при появлении натуральной оспы из Нолинского уезда оспопрививание велось усиленно, также пощаженными оказались из Царевосанчурского участка волости Пибаевская, Сметанинская и Успенская, где оспопрививание ведется уже много лет» ([5], стр.162–170).

Во второй половине 19 — начале 20 века подобный журнал выпускала и Яранская городская Дума. Из этих журналов мы узнаем о решении хозяйственных вопросов в городе, таких как строительство водопровода, проведение электричества, строительство железной дороги и т.д.

В изданиях 1913 года рассказывается о том, как решался вопрос об освещении улиц города и домов: «Улучшение уличного освещения составляет давнишнюю заботу нашего городского общественного управления... Наконец в 1910 году керосиновые фонари заменены керосинокалильными, которые и разогнали господствовавшую доселе ночную уличную мглу... Вообще такое освещение имеет много отрицательных сторон и крайне неэкономично. Но какое бы ни было уличное освещение, оно не имеет такого важного значения для жизни обывателя, как освещение домашнее. Все жители нашего города до настоящего времени довольствуются керосино-ламповым светом, который уже давно изъят из употребления в центрах более или менее значительных городов... Все это... побуждает Городскую Управу возбудить перед Городскою Думою вопрос об устройстве в городе Яранске уличного и домашнего освещения электричеством... Устройство в городе Яранске электрического освещения с водяными двигателями значительно удешевит силу света и сделает его доступным каждому обывателю...

Городская Дума... признавая устройство такого освещения не только желательным, но и необходимым, единогласно постановила: 1) на устройство электрического освещения... изъявить полное свое согласие; 2) уполномочить Городскую Управу на изыскание средств на оборудование электрического освещения; 3) для подробной... разработки вопроса образовать особую комиссию...» ([6], стр.11–17).

1909 год ознаменовался выпуском еще одного издания: в скоропечатной типографии Глушкова стал издаваться ежемесячный журнал «Яранское пчеловодство» (учредитель — общество пчеловодов города Яранска). Выходил он до 1913 года.

В годы Первой Мировой войны ввиду недостатка бумаги никаких журналов в уезде не издавалось. После революции некоторое время (с 1919 года) Профсоюз учителей выпускал свой журнал «Работник просвещения».

Кроме этих печатных изданий, с 1919 по 1972 год в Яранске вышло 65 номеров рукописного журнала «Наш край», редактором которого был известный краевед Лагунов. В нем помещалась и хроника событий в городе, и отдельные заметки по истории, культуре, природе, географии, геологии района, воспоминания участников событий и богатый иллюстративный материал. В №36 (декабрь 1954 года), например, есть материал, посвященный народным обычаям, в котором рассказывается о свадебных обрядах и народных заговорах. Интересен «заговор для прекращения «скрипуна», т.е. скрипения суставов при ревматизме, бытовавший в нашем уезде:

«Скрипи, скрипи, мой палец в двери,
Возьми, скрипица, дверь мою
И скрипоту из пальца».

Брошюра — письменный источник меньших (по сравнению с книгой) размеров — до 48 листов. Краеведам и почитателям поэзии будет интересен сборник «Равновесие», включающий стихи трех поэтов–яраничей: А.П.Зыковой, Л.Г.Елкина и Н.П.Кушьялова. Внимание историков–краеведов привлекут также брошюры резолюции Общеуездных съездов Советов первых лет Советской власти (см., например, «Резолюции 16 Яранского Общеуездного Съезда Советов». Издание УИКа, 1924).

Под трудами понимают результат деятельности, работы, произведение. В конце 19 — начале 20 века в Вятской губернии издавалось большое количество трудов по самым разным вопросам. Часть из них касается нашего Яранского уезда. «Труды Вятской ученой архивной комиссии» за 1905 год сообщают об участии в Земском соборе 1648–1649 г.г.: «Из Яранска, Казанского пригорода, дворянин, стрелецкий сотник Семен Яковлевич Бибиков, грамотной и посадской человек (бобыль) Потешка Семенов Лагунов» ([23], отдел 3, стр.226).

Таким образом, благодаря этим «Трудам...» мы узнаем, что из 340 человек, присутствовавших на Земском соборе (который принял Соборное Уложение и юридически оформил крепостное право), двое были из Яранска.

Ярким примером трудов может служить и работа яранского краеведа П. Н. Сумарокова «Город Яранск в его прошлом» (о самом авторе вы можете прочитать в «Нашем крае» за 1997 год, стр.29). Труд состоит из пяти глав, посвященных основанию города, церквям и монастырям, учебным заведениям, библиотеке Яранского уезда. Из гл. 2 мы узнаем, что с основания города «до учреждения в нем в 1817 году Уездного училища в Яранске не было учебных заведений. Поэтому можно думать, что чтению, письму и счету дети учились у грамотных, каковыми были прежде всего лица, принадлежащие к духовному сословию, а затем лица разного звания» ([22], стр.12–13). «Город Яранск в его прошлом» — серьезный, основательный труд, выполненный с опорой на множество источников.

Дневник — письменный источник, особенность которого состоит в том, что это записи личного, научного или общественного характера, ведущиеся день за днем. Один из дневников, хранящихся в музее, — «Дневник военных лет (1941–1945 гг.)» Целищева Пантелеймона Павловича. Начинается он краткими воспоминаниями о юности. Пантелеймон Павлович был призван в армию в 1939 году (в артиллерию). Проходил обучение на Дальнем Востоке, а в 1943 году его направили на фронт. Вот как он описывает переход Советской Армии через границу:

«25.07.1944. Величайшая радость. Враг выметен с Советской земли. Знаем, борьба не окончена. Народы западных стран стонут под его пятой. Освободить их — наша святая миссия. Мы — за! Вот и начало. Идем через города... На улицы вышли поляки. Возгласы, нам рукоплещут. Идем, идем.

3.08.1944. Взволновали меня слезы старика, крестьянина–хлебороба: «Мы вас ждали». Приятно и на душе легко, что нам доверено внести частицу труда в мировую историю...»

Документ — это письменный источник в виде деловой бумаги или того, что удостоверяет личность предъявителя. Примером деловой бумаги может служить первая перепись яраничей. В 1646 году, выполняя указ царя Алексея Михайловича «ехать в Еранск на посад и в уезд, в станы и волости, в государевы дворцовые села и в деревни, и в починки», московский дворянин Г.М.Юшков произвел перепись местного городского и сельского податного населения. Из нее мы узнаем, что «всего в Яранском городе и на посаде посадских людей 23 двора, а людей в них 23 человека, да у них же братьев и детей 48 человек. Да бобыльских дворов — восемь ([27], стр.1).

Другим примером деловой бумаги является «Отписка сотника Некрасова царю Борису Федоровичу о помещении В.Н.Романова и высылке князя Александра Репнина из Яранска в Уфу, — 1601 г. в последних числах июля». Сотник Некрасов приказом царя (напечатан в «Нашем крае» за 1997 г., стр.30) был направлен в г.Яранск для поселения там опального московского боярина Василия Никитыча Романова (дяди будущего российского царя Михаила Федоровича). В своей «Отписке...» царю сотник Некрасов рассказывает о том, как они добрались в город: «А дорогою, государь, едучи твой государев злодей и изменник со мною холопом твоим ничего не разговаривал; только едучи украл он у меня ... чепной ключ да и в воду кинул для тог, чтобы я его не ковал и хотел у меня утечь...» Добравшись до города, они поселились в уединённом месте, отгороженном от остальных домов. А князя Александра Репнина, который до этого жил в ссылке в Яранске, выслали из города так, чтобы он не мог увидеться с Василием Романовым ([4], стр.47–49).

Документы, которые удостоверяют личность предъявителя, это — паспорт, свидетельство о рождении, различные удостоверения и т.д. Такие письменные источники хранятся в каждом доме. А в экспозиции музея находится партизанский билет Шушканова Геннадия Григорьевича, из которого мы узнаём, что в годы Великой Отечественной войны с февраля 1942 по апрель 1944 г. он участвовал в партизанском движении на Украине.

Листовка — небольшой по размеру письменный источник. Появляются они во 2-ой половине XIX века. В музее хранится листовка, написанная от руки и размноженная на гектографе в с.Галицкое Яранского уезда в 1917 г. Называется она «Обращение к населению о вооружённом восстании». В ней большевики призывали народ создать боевые дружины и брать в свои руки землю и волю.

Записка. Словарь Ожегова дает три разных определения записки. Это может быть листок бумаги с записью или коротенькое письмо. С такими записками мы встречаемся каждый день: на работе, дома, в школе. В экспозиции музея хранится записка солдата, посланная своей дочке с фронта 12 ноября 1943 г.: «Ига! В садике и дома веди себя умно. Жди, я скоро приеду. Целую. Папа. Действующая армия».

Запиской считается также краткое изложение какого-либо дела. В 1908 г. Яранской железнодорожной комиссией была составлена «Записка о соединении Казани с Вятско-Петербургской железнодорожной линией через Яранск». Эта записка доказывает необходимость строительства железной дороги, соединяющей север (Вятку) и юг (Казань) через Яранск, что было бы выгодно для населения самого уезда и других городов (Вятки, Петербурга, Архангельска, Казани, Царевококшайска (Йошкар-Олы)). В качестве доказательства необходимости в ней приведено множество фактов и цифр из жизни Яранска (состояние сельского хозяйства, торговли, промышленности, транспорта и др.).

Записка — это и произведение в форме мемуаров, воспоминаний. Заслуженный художник РСФСР Н.М.Никонов оставил в нашем музее свои воспоминания о жизни в Яранске с 1889 по 1900 год под названием «Моё детство в Яранске». Здесь мы узнаем о его родителях, которые были известными людьми в городе. Одну за другой художник рисует картины из жизни уездного городка Яранска: улицы, дома, жители. Вот как он описывает дом богатого купца Костромитинова: «Добротный, под железной зеленой крышей, покрытый деревянной филёнкой, с большими, цельного стекла окнами, в узорчатых белых наличниках. Большой сад–огород и огромный двор со службами... огорожены высоким тесовым забором, тоже крашеным светло-зелёной краской...» ([14], стр.16).

На страницах газет, журналов, на улицах мы встречаемся с объявления ми. В газете «Крестьянин–коммунист» за 1919 г. им отводилась почти половина последней страницы. Больше всего тогда печаталось объявлений о пропаже продовольственных книжек, карточек. С помощью таких письменных источников (объявлений) мы можем предположить, что в ту пору в городе, как и во всей стране, было трудно с продовольствием, и поэтому его выдавали строго по карточкам.

А вот другие объявления, которые, вероятно, висели на улицах города. Одно из них рассказывает о том, что 22 августа 1904 года в помещении чайной–читальни попечительства о народной трезвости профессиональными актрисами сестрами Барнес и артистами–любителями (среди которых был и отец художника Никонова) состоялся показ итальянской драмы в 5 действиях «За монастырской стеной» и водевиля «Кто ухитрится, так женится». Билеты на такой спектакль стоили от 40 коп. до 1 руб. 60 коп., в зависимости от ряда. Объявление отпечатано в местной типографии. С помощью подобных объявлений мы узнаем, что любительский театр существовал в Яранске еще до революции.

Работа с письменными источниками увлекательна и полезна. Каждый из них несет на себе отпечаток времени, в котором он создавался, и может прямо или косвенно рассказать о прошлом и настоящем страны, области и родного края. Письменные источники помогают понять, насколько талантливы и умны, изобретательны и хозяйственны были и есть наши предки и современники. Они невольно рождают в душе читателя любовь к своей родине, к своему краю.

Елена Тетерина,
сотрудник краеведческого музея.

Список литературы

1. Бакина О. Родина моих детей. — Киров, 1997.
2. Вятская Епархия. Историко-географическое и статическое описание. — Вятка, 1912.
3. «Голос трудового народа», №11, 1919.
4. Древние акты, относящиеся к истории Вятского края. — Вятка, 1881.
5. Журналы Яранского уездного земского собрания. 33 очередной сессии (1 октября — 12 октября 1899 год). — Яранск, 1900 год.
6. Журналы Яранской Городской Думы за 1913 год. — Яранск, 1914.
7. Записка о соединении Казани с Вятско-Петербургской ж/д линией. — Вятка, 1901.
8. «Крестьянин–коммунист» за 1919 год.
9. Кутюков М.И. Яранск. — Киров, 1984.
10. Малкин И.Г. История бумаги. — М., 1940.
11. Материалы по статистике Вятской губернии. Том 9, Яранский уезд, ч.1. Материалы для оценки земельных угодий. — Вятка, 1894.
12. Материалы по статистике Вятской губернии. Том 9, Яранский уезд, ч.2, Подворная опись. — Вятка, 1893.
13. Методика историко-краеведческой работы в школе. — М., 1982.
14. Никонов Н. Мое детство в Яранске (воспоминания художника). (Музей).
15. «Наш край», №30, 1951.
16. «Наш край», №36, 1957.
17. «Наш край», 1997.
18. «Наш край», 1998.
19. Словарь русского языка. Под редакцией С.И.Ожегова. — М., 1986.
20. Очерки истории русской литературы 9–17 вв. — М., 1984.
21. Правдолюбов В.А. История письма. — М., 1924.
22. Сумароков. Город Яранск в его прошлом. (Хранится в музее).
23. Труды Вятской Ученой архивной комиссии 1905 года. Выпуск 1. — Вятка, 1905.
24. Целищев П.П. Годы юности и дневник военных лет. 1941–1945 гг. (Музей).
25. Энциклопедия Земли Вятской. Том 2 (Литература).
26. Яранское пчеловодство. — Яранск, 1911.
27. Перепись Юшкова. (Музей).
Hosted by uCoz