Актуальность работы Николая Мертвищева заключается в том, что информация о памятниках архитектуры до сих пор не объединена, хотя интерес к этой теме возрастает. В полном объёме с ней можно ознакомиться в краеведческом музее. В данном сборнике публикуется глава «Старо-Троицкая колокольня».
До настоящего времени в Яранске сохранилось пять памятников церковной архитектуры: Михайло-Архангельская (Благовещенская) церковь1), Старо-Троицкая колокольня, Успенский собор, Троицкий собор и Ново-Троицкая колокольня2).
расположена на высоком берегу реки Ярани, невдалеке от Троицкого собора. Колокольня построена в конце XVII века, между 1670–1690 годами3). Все местные краеведы относят здание к московскому или, как его еще называют, «нарышкинскому» барокко. Если учесть тот факт, что первые памятники «московского барокко» появились в 80-х годах XVII века, а Старо-Троицкая колокольня построена в это же время, то кажется странным то, что новейший столичный стиль сразу же оказался в глубинке. Шатровые храмы и колокольни появились в Московском государстве намного раньше, а в таких крупных центрах, как Ярославль, возникли «местные школы» с присущими им особенностями. Вот с ярославскими колокольнями и хотелось бы сравнить Старо-Троицкую.
Для сравнения возьмем самую известную ярославскую колокольню церкви Иоанна Златоуста в Коровниках.
Обе колокольни имеют восьмигранник в своем основании, вертикальный объем которой расчленен на три одинаковых части: восьмигранный столп в основании, восьмигранный ярус звонов, поставленный на него, и покрытие — восьмигранный шатер, завершающийся маленькой изящной главкой на барабане. Угловые лопатки подчеркивают устремленность колоколен вверх, к шатру, а ярус звонов легок и прозрачен. Это впечатление достигается, во-первых, арочной формой звонов, во-вторых — их завершением. У ярославской колокольни это широкие, полукруглые, уступчивые кокошники, опирающиеся на тройные колонки между звонами. У Старо-Троицкой — тонкие и изящные килевидные кокошники, опирающиеся на угловые лопатки яруса звонов, являющиеся продолжением лопаток основания. Здесь же, под каждым звоном, парные квадраты ширинок, еще более подчеркивающие нарядность этих частей сооружения. Восьмигранный шатер опирается на ярус звонов. В обоих случаях он имеет ряд украшений: наличники слухов, находящиеся на гранях, рельефные ребра между гранями, одинаковой формы маленькие главки с крестом, завершающим шатер. Обе колокольни имеют внутри лестницы, в Старо-Троицкой колокольне такая лестница в первом ярусе — винтовая, каменная, а выше — тесовая. Между колокольнями существуют и различия. Во-первых, в основании ярославской колокольни вертикальный, одинаковый по всей высоте столп. У яранской этот столп разделен на ярусы, которых всего пять. Чем выше ярус, тем уже столп в диаметре, поэтому колокольня плавно растет вверх, находясь как бы в непрерывном движении. Резко бросается в глаза разница в декоративном убранстве. Нарядному и праздничному декору «Ярославской свечи» как бы противопоставлен скромный декор Старо-Троицкой колокольни. Он не блещет пышностью, небогато украшен, равномерно распределен по всему ее вертикальному объему. Изящные и тонкие поребрики на одинаковом расстоянии друг от друга в четырех местах перепоясывают колокольню. Поребрики из красного кирпича на фоне побеленных стен, создавая контрастность, украшают их. Высота ярусов звонов одинакова с высотой остальных ярусов, а слухи со звонами находятся на равном расстоянии друг от друга.
|
|
Каждая колокольня хороша по-своему. Ярославская — богатством и красотой убора, Яранская — простотой и скромностью украшений. Оба сооружения — творения рук зодчих, неизвестных, но, несомненно, талантливых, сумевших создать произведения, которыми гордится русский народ.
Подводя итоги сравнения, вывод можно сделать определенный: яранская Старо-Троицкая колокольня относится к московскому стилю.
Принадлежала она Яранскому Старо-Троицкому собору, разобранному при строительстве нового храма во имя Пресвятой Троицы. Высота колокольни 40 метров, главка первоначально была покрыта муравленой черепицей, позже замененной на белое железо, а еще позже — на сусальное золото. Главку с барабаном снесло бурей в 1955 году, и, по сведениям местного краеведческого музея, ее увезли в Киров. За триста с лишним лет своего существования колокольня послужила сторожевой и пожарной башней и даже вышкой для тренировок юных парашютистов.
Внутри стен колокольни — железные связи, что также может указывать на принадлежность ее к московскому стилю, потому что подобные начали применять именно в Москве. Она построена из красного кирпича, в первом ярусе — кирпичный свод, пол был устлан плиткой из опоки. Над четвертым ярусом тоже имеется кирпичный свод. Во всех ярусах по одному окну без решеток и рам, кроме нижнего, в котором раньше имелась и рама, и решетка. По описи 1805 года на колокольне было 10 колоколов.
В конце XIX века нижний ярус был снаружи обложен кругом каменной кладкой, чтобы предохранить фундамент от разрушения. Тогда же прежнее тесовое покрытие каменной кладки заменили на скат, по граням — цементом.
Отдельного разговора заслуживает наличник окна второго яруса. Дело в том, что подобные наличники украшают Михайло-Архангельскую (Благовещенскую) церковь. Поэтому можно предположить, что над украшением обоих памятников работал один и тот же мастер. До начала 30-х годов ХХ века колокольня принадлежала яранской церковной общине и все мелкие ремонты производились ее силами. После того, как колокольня была взята под охрану государства, наблюдения за ней практически не велось.
В 1983 году, при подготовке к празднованию четырехсотлетнего юбилея города, производилась консервация памятника: были замазаны щели, трещины, выбоины, колокольню побелили. В дальнейшем «охранялась» так, что даже охранная табличка в 1989 году лопнула, а сейчас ее и вовсе нет. Даже по сравнению с началом 90-х годов памятнику нанесен серьезный ущерб. В первом ярусе можно видеть следы «человеческой деятельности» — выломана часть стены.
Наличник окна второго яруса Старо-Троицкой колокольни
В 1992 году архитектор В.Батухтин писал о необходимости спасения колокольни. По его мнению, в результате посадки сквера между ансамблем Троицкого собора и рекой поднялся уровень грунтовых вод, из-за чего колокольня отклонилась от вертикали, потому что происходит вымывание грунта из-под ее фундамента и постепенное его намокание. Кроме того, наблюдается «расползание» колокольни, что подтверждается увеличением высоты и ширины трещин. (В начале века трещины, по заключению гортехника, были не опасны). По мнению Батухтина, необходим срочный снос сквера и работы по укреплению фундамента колокольни. Если же, опять же по его мнению, не предпринять ничего, то под действием выветривания и грунтовых вод колокольня просуществует лишь 7–10 лет, т.е. примерно до 2002 года.
Наличники Михайло-Архангельской церкви
Сейчас, когда ведутся реставрационные работы в Троицком соборе, вместо того, чтобы хоть что-нибудь сделать для спасения колокольни, наши «реставраторы» построили рядом с ним туалет из силикатного кирпича. Вот так мы бережем памятник, который Г.К.Лукомский, знаток провинциальной архитектуры, считал достойным соперником колокольни церкви Иоанна Златоуста. Радует одно: вокруг ансамбля Троицкого собора поставили деревянный забор, оградив таким образом его от рук разрушителей.
Что касается дальнейших исследований данной темы, необходимо уточнение деталей, изучение неиспользованных пока материалов, встречи со старожилами и церковными работниками, выработка практических рекомендаций по реставрации памятников, сделанных на профессиональном уровне. Для работы по изучению архитектуры в районе существуют три основных направления: городская и сельская гражданская каменная архитектура, городская и сельская деревянная гражданская архитектура, сельская церковная архитектура. Желаю удачи исследователям!
Николай Мертвищев1. Причина еще одного названия Михайло-Архангельской церкви — Благовещенская — заключаются в том, что после слома настоящей Благовещенской церкви и колокольни Михайло-Архангельскую стали называть Старой Благовещенской, а новую, Александро-Невскую — Новой Благовещенской. Постепенно название Благовещенская так прочно вошло в обиход, что об истинном названии уже практически не вспоминают.
2. В настоящее время в городе существует шестое культовое сооружение — часовня на могиле Преподобного Матфея, Яранской и Вятской земли чудотворца.
3. Старо-Троицкая церковь, к ансамблю которой принадлежала колокольня, была освящена 19 октября 1694 года (согласно клировой ведомости Яранской Троицкой церкви за 1843 год).
Барабан — венчающая часть здания, несущая главу, имеет цилиндрическую либо многогранную форму.
Восьмерик — восьмиугольное в плане сооружение или его часть.
Глава, главка — наружное декоративное завершение барабанов церквей в форме луковицы, шлема, конуса.
Кокошники — ложные закомары, имеющие декоративное значение. Располагаются в верхней части стен, в основании барабанов глав.
Лопатка — плоская вертикальная полоса, выступающая на поверхности стены здания.
Поребрик — вид орнаментальной кирпичной кладки, при котором один или несколько её рядов укладываются под углом к наружной поверхности стены.
Связи контурные — железные связи, уложенные в кирпичную кладку стен.
Тёс — историческое название доски, дошедшее до нас с того времени, когда доску получали раскалыванием бревна и последующим её обтёсыванием.
Трапезная — просторная, невысокая постройка с западной стороны храма, первоначально служащая для богослужения в зимнее время.
Фриз — 1. Средняя горизонтальная часть антаблемента. 2. Сплошная полоса декоративных, скульптурных и других изображений, окаймляющих верх окон.
Четверик — четырёхугольное в плане сооружение или составляющая часть композиции шатровых и ярусных храмов.
Ширинка — небольшая квадратная прямоугольная выемка в стене здания.
Шпиль — вертикальное остроконечное завершение зданий в виде сильно вытянутых вверх конуса или пирамиды.