Имя свое месяц март получил в честь древнего бога войны Марса. На Руси его звали капельником, протальником, весновеем, грачевником.
Март февралю-бокогрею — младший брат. В марте мороз скрипуч, да не жгуч. С марта-пролетья весна начинается. С крыш хоть и капает, а мороз за нос цапает. Март и снегом сеет, и солнцем греет. Мартовский гром — признак плодородия. В марте облака плывут высоко и быстро — к хорошей погоде. Частые мартовские туманы — признак дождливого лета. Кукушка часто и сильно кукует по весне — верный указатель приближающегося тепла.
В первой пятидневке марта ожидай первое таяние снега, а в начале второй начинается сокодвижение в березах и кленах.
В конце марта у медведей пошли «потягушеньки».
Если в марте вода не течет, то в апреле трава не растет.
На исходе марта щука хвостом лед разбивает.
В марте осина ярко зеленит кору, раскрытые почки обметает пушок.
3 марта — замечено: если ранняя весна, то быть большой талой воде.
5 марта — День Льва Катанского. День «катыша». Зима на исходе, так успей на санках покататься. В этот день снег тает впервой. В старину верили, что если кто в этот день заболеет, тот умрет.
6 марта — день Тимофея–Весновия. Пришел Тимофей, так тепло у дверей. Тепло веет — стариков греет. Говорили: дожить до Весновия, а там весна не страшна.
7 марта — наст на добро горазд. Возили крестьяне в этот день на поле навоз. Пока крепок наст, удержать сани горазд.
8 марта — пора сорокам в лес убираться, а тетеревам выступать с запевками. Хоть и наступает тепло, но надо помнить, что с 8 по 15 марта надо ждать возврата холодов.
9 марта — Обретение. С этого дня птица завивает (обретает) гнездо. Птичье потение — гнезд обретение. Из теплых сторон летит перелетная птица. 9 марта — Дмитриев день.
10 марта — вешняя дрема, сон валит слабых со всех сторон. Вешняя дрема лохмата кудрями, машет руками, глаза с поволокой заводит в потолоки. Не зря подмечено: с Тарасия не спят днем — кумоха нападет.
12 марта — Прокоп–Перезимник дорогу рушит. Прокоп увяз в сугробе. У воды нос остер — пробивается всюду, уже под копытами капля проступается.
13 марта — Василий–Капельник. Ледовая наковаленка, как колокол: на всю округу слышно: «Дон-динь!» Звонкие капели. Говорили: придет батюшка Василий–Капельник — и зима заплачет. Примета: если в этот день с крыш капает, то быть плодородию.
14 марта — Евдокия-Подмочи порог. Авдотья восемь шуб снимает. В старину этот день считался первым весенним днем, первой встречей весны. Замечено: Евдокия красна — и весна красна.
15 марта — Федот–Ветронос везде сует свой нос, задирает курам хвост. Приметы дня: Федот злой — не быть с травой. Какова середина марта, таково и лето.
17 марта — Герасим–Грачевник. В этот день ожидали прилета грачей — вестников весны. В старину говорили: прилетели грачи, стали зиму толчи, пить снеговое молоко, грач зиму расклевал.
18 марта — Огородник велит гряды навозить. Где лишняя навоза колышка, там лишняя хлеба коврижка. Утренники — весенние морозы, что случаются до восхода солнца, — с этого дня будут один легче другого. По народному поверью их будет сорок. Сорока в этот день свое гнездо строит. И кладет в него (как старые люди говорили) сорок палочек.
21 марта — Вешнее равноденствие.
22 марта — день с ночью меряются, равняются. В этот день весне вторая встреча. Сорок сороков. Сорок птиц прилетают. Если сороки и галки прилетели на Сороки — к теплу. Прилетел кулик из заморья, принес воду из неволья. День прилета жаворонков.
23 марта — холодный ветер в спину — не выжить зиму.
25 марта — Феофан нагоняет туман. Была примета, что туман предвещает урожай на лен-долгунец и коноплю. В этот день в первые часы дня выходили на улицу.
26 марта — тропинки чернеют.
27 марта — Федор-скотник. На это весеннее время приходится линька скотины. В этот день выводили хозяева свою скотину во двор, чистили, заговаривали от дурного глаза, от неспокойствия.
28 марта — если чайка прилетела, скоро лед сойдет.
29 марта — сани покинь, телегу подвинь. До большой воды надобно было снарядить телегу — и колеса крепить, и оглобли ладить.
30 марта — Алексей теплый. Алексей — с гор вода. Алексей — божий человек. Проливает он воду, окатывает вешней влагой и пригорки, и березу, и поля. Он сводит зиму зимскую на нет. Рожденный в этот день наделен добрым нравом, возле него спокойно, легко. Его мудрая уступчивость порой отзывается в людях непониманием.
Очередной весенний месяц — апрель, получивший свое название еще в Византии. Название это переводится как расцветающий, раскрывающий свои дары. Снегогон, солнечник, цветень, водолей — так ласково звали наши предки славяне этот месяц. Апрель ветром дует, небо синит — тепло сулит.
Мокрый апрель — хорошая пашня. Апрель обманет — под май подведет. Апрель с водою, октябрь с пивом. Ясные ночи в апреле кончаются заморозками. В апреле в землю не положишь, так и с земли не возьмешь. Коли лед и вода сходят вдруг — год будет легким, хорошим.
1 апреля — Дарья-засори колодцы, загрязни проруби — день всеобщего веселья и обманов. С Дарьи начинали белить холсты. Если вешняя вода идет с шумом, жди хорошей травы, а тихо — так и трава будет плохой.
2 апреля — Колодезница. В этот день особенно почитается колодезная водица. Она чиста и целительна.
4 апреля — Василий-солнечник. Василий-капельник — с крыш каплет. Задолбила зиму веселая капель. Свесились с крыш сосульки-переростки, перезваниваются на утреннем морозце, а как полдень — роняют в снег слезы горючие. Славился рожденный в этот день своей удалью.
7 апреля — Благовещенье. Бабий праздник. Третья встреча весны. Весна зиму поборола. Рожденному в этот день много благодати сулит и вешный ветер, и солнце, и чистая даль. Но истинно лишь — перенесет он немало невзгод, и когда, будучи в нужде, или в болезни, сам руку слабому протянет, всякий раз к нему сторицей вернется и сила, и почести, и духовная крепость. В этот день девки кос не плетут, птицы гнезд не вьют. А устраивают птичьи базары. Птицам волю дают. Выкупают птицу у птичьего охотника и выпускают из клетки.
8 апреля — Архангел Гавриил. Считалось, что если рожденный в этот день вынесет зерно и одарит того, кто в дом пришел, то от этого зерна все поле рост наберет и добрым урожаем обернется. К слову рожденного в этот день прислушивались. За правдой и советом к нему ходили.
9 апреля — Матрены-настовицы. Срок прилета настовиц-чибисов. Чибис прилетел, на хвосте воду принес. В этот день говорили, что щука хвостом лед разбивает. Реки поднялись, вздулись — не узнать. Водовороты, куда ни глянь.
14 апреля — Марья-зажги снега, заиграй овражки. Марья половодье начинает. Вода идет в ясные ночи — к погожей уборке.
18 апреля — Федул — теплый ветер подул. До Федула дует сиверок. На Федула открывают оконницу. Кто раньше Федула оконницу открыл — тот ненастью угодил.
21 апреля — Родион-ледолом. Ходили крестьяне к реке, заговаривали духа водяного. Чтобы не ревел в ночи, не зорил берегов. А добрыми плесками разбудил бы низины, пустил бы рыбу на нерест.
24 апреля — Антип воду подпустил. Водополье великое Антипу угодно. Когда Антип без воды, то крестьянам не зерна от поля ждать, а беды. Вода в реке на Антипа не вскрылась — весна холодная накатилась.
28 апреля — на Пуда — доставай пчел из-под спуда. Анастасия калины и рябины почки распускает. Целебные настои готовили в старину из почек калины и рябины. А пчел запахи леса будили.
30 апреля — ярая пчелонька вылетает из улья. Желтый огонь мать-и-мачехи, чистое мерцание фиалки, алые блики волчьего лыка... Первые цветы зовут пчелоньку. Называют пчелку Божьей угодницей. Она, мол, готовит воск на свечу. Народом в одной из загадок в несколько строк сложено о житье-бытье пчелы:
«Точем скатерки браные,
Ставим яства сахарные,
Людям на потребу,
Богу в угоду».
Чаще всего по годам на апрель приходится Пасха. Пасха названа еще и просто — Господен день. Весь православный мир как бы объединен радостью: «Христос воскрес!» Люди тянутся всей душой к вере, что все беды, болезни с приходом этого дня отступают. На Пасху солнце играет. Его чистые благотворные лучи несут нам очищение, радость. Потому-то выходили в старину в полдень всей деревней глядеть, как солнце играет, заклиная святозарное — о добром урожае, о добром здоровье. В Великую пятницу на Пасху красили яйца. Наши предки почитали яйцо как символ жизни и плодородия, святого воскрешения. Яйцами обменивались, чтобы только добро и свет приставали к душам нашим, чтобы стылое, худосочное — под стать скорлупе — в этот день отстало и наружу могло бы пробиться, проклюнуться истинное, что есть в человеке. Яйцо могло свести порчу, охранить человека от сглаза.
С древних времен сохранены о мае приметы, подсказывающие крестьянам время пахоты и сева. «Всякое семя знает свое время».
1 мая — Козьма-огородник. Крестьяне говаривали: «На Козьму сей морковь и свеклу». Копали крестьяне гряды и приговаривали: «Пришел Козьма — заглянул в погреба, лопату взял — у избы землю вскопал».
2 мая — Весне новина. Иван-Ветхопещерник. Для рожденного в этот день, одевшись во все новое, надо на виду быть, среди людей на миру. В себе не замыкаться. А уж все весенние цвета ему к лицу были. От него сглазы да болезни прочь гнали.
3 мая — чтили родовые угорья.
6 мая — Егорий вешний. Георгий Победоносец, Георгий (Егорий) великий. Крестьяне просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу — на девичью косу, на ноги босы. И поглядеть за скотинкой — в поле и за полем, в лесу, за угорьем. Чтобы велись в хлевах и коровы, и телята, и козы. Чтобы скотинка в три ведра доилась.
8 мая — Марк. Если на Марка ясный день — будет хороший урожай яровых.
10 мая — Семен-ранопашец. «Рано пар паши — урожаи хороши».
11 мая — Евсей и Максим. «Пришел Евсей — овсы отсей». Овес не князь, любит грязь (сырую землю). На Максима начинают отпаивать березовым соком.
15 мая — Борис-день. Соловьиный день. Поспела земля. Борис и Глеб сеют хлеб. Разгар пахоты. Льется крестьянский пот, чтобы человеческий род как зерно из земли поднимался, крепко на земле стоял, землю почитал, как свою матушку. В прежние времена плюнуть на землю, бросить за ненадобностью сор было позором. Ведь означало это, что плюнул ты в лицо матери-земли, что ты глаза матери-земли засорил. И еще верили, что соловей запевает, когда напьется с березового листа росы.
18 мая — Орина-рассадница. (Ирина, Арина). Рассаживает капустную рассаду. Выжигают покосы, луга от прошлогодней травы.
19 мая — Росенник. Почиталось на Руси — росу, мол, сама мать-сыра-земля дает и траве, и зверю, и птице, и человеку в исцеление. «Майская роса — коням пуще овса». «Большая роса на 19 мая — к урожаю огурцов» — говорят в народе.
20 мая — Купальница. Прогоняют в этот день лошадей по речной воде. С утра полные ведра воды выставляют на мостки, а в полдень окатываются согретой солнцем водой. Жаркое время сева. Надобно времени не упустить, да и силы не растерять.
22 мая — Николин день. Никола вешний хороводы водит, травою скотину кормит, крестьянину велит ни свет ни заря подниматься, чтобы май пашню не сманил к полынь-куколи, к семени сорному. Дождь на Николу почитался как великая Божья милость. На Николу-вешнего предназначалось садить картошку.
23 мая — Земля-именинница.
24 мая — Мокий мокрый. В этот день о лете гадали: «Солнечный восход багрян, лето с грозами идет». А когда на Мокия мокро, то и лето, считали, — будет мокрым. Цветет незабудка.
25 мая — Рябиновка. (Епифан). Зацветает рябина. И рожденная в этот день надевала красный сарафан. Она слыла доброй хозяйкой, была голосистой, водила хороводы. Старые люди предсказывали, что у рожденной в этот день юность — с кислинкой, зрелость — со сластинкой. Поздно ей открывалось счастье. Но оно было жданным, а потому особенно радостным. И еще: «Коли на Епифана утро в красном кафтане (красная заря) — к пожарному лету».
26 мая — Лукерья-комарница. Появляются комары вместе с теплым ветром. Много комаров — к хорошему овсу, комаров нет — овса и трав не будет.
27 мая — Сидор с ветрами. Славен был Сидор северными ветрами, не отпускал он их от себя. До этого дня по земле еще заморозки ходили, но пришла им пора — отступить в далекие северные чертоги.
30 мая — Ондрон с дождем. Заклинают, чтобы открыл сторож Ондрон небесные ворота, чтобы пролились дожди на зерно, что в землю легло.
31 мая — Федот дубовый лист развернет. Была примета: «Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, то будешь мерять овес кадушкой». Рожденный на Федота приходил к дереву, подолгу сиживал под его ветвями. От дуба брала его жизнь силу. А душа, мол, зрела — у сердцевины дерева.
В народе говорят:
Наблюдательный крестьянин считал весну удачной, если снег таял скоро и разлив вешней воды был широким, большим.
Народная примета в лад вторит: «Если весною дружно тает снег и дружно бежит вода, то уродятся лучше яровые хлеба раннего посева».
Спелая почва слегка рассыпается и по-особому пахнет: «Земля сделается посевна, когда будет издавать посевной запах».