В конце мая 1998 произошло печальное событие в селе Рождественском. Обрушилась старая церковь. Случилось все внезапно, белым днем.
Вот что рассказал один из жителей села:
— За три часа до этого мои внуки ходили посмотреть на храм. Дети есть дети: им все интересно. Я в последние годы ребятишек из стен старого здания частенько гонял: разве, мол, не видите, что кирпичи падают? А вдруг — на голову? Спаси Боже! Ну, а что церковь вся разом обрушится, и не думал.
Слава Создателю, обошлось без жертв. Удар, да такой силы, что в ближайших домах посуда подпрыгнула. Не все сразу сообразили, в чем тут дело, а вышли на улицу: мать честная...
И что собой сегодня представляет Рождественское? Село, в котором церкви нет, уже и не село вовсе — деревня.
В 14 километрах от Яранска стоял один из самых выразительных художественных памятников древнерусского зодчества на территории современной Кировской области — церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Шошма (Рождественском). Церковь видна уже издалека.
Это, с его сложным построением, замечательный памятник прошлого. Над огромным восьмериком, венчающим центральную часть храма, высоко вознесен прекрасный венец причудливых фронтонов. Каждый из них обрамлен по наружному контуру лепестками.
Церковь Рождества Богородицы построена по одним источникам в 1646 году, по другим — в 1674 году, по третьим — в 1690 году. По штату церкви было положено: 2 священника, 1 дьяк, 2 псалмопевца. Земли усадебной 2 десятины, пахотной и сенокосов 64 десятины. Денежный доход священника — 600 рублей, псаломщика — 300 рублей. Собирали всего с земли до 140 пудов ржи, 120 пудов овса, 100 пудов ячменя. Прихожане русские, мужчин 1951 человек, женщин 1922 человека. Приход состоит из 34 селений, расстояния до них от 2 до 8 верст. По своему характеру Богородицкая церковь была очень близка Благовещенскому храму в Яранске. Однако, несмотря на их очевидное сходство, памятник старины в Шошме выглядит гораздо изысканнее, богаче. Здесь в изобилии применены резные белокаменные детали в наружной декорировке, а остатки лепнины внутри церкви говорят о некогда пышном убранстве интерьеров здания.
В 1619 году в Яранск сослали первую невесту царя Михаила Романова — Марию Хлопову, невинно оклеветанную завистниками. Как долго она пробыла в Яранске и в самом ли городе жила — неизвестно. И кто знает, может быть, рождение в безызвестном сельце Шошминском одного из шедевров архитектуры всей Вятской земли и связано каким-либо образом с заточением здесь Марии Хлоповой?
Храм Рождества Богородицы содержит зрелые черты «московского барокко», типа «восьмерик на четверике», с изящной восьмигранной колокольней, наделенной тремя ярусами звона. Некоторые фасадные детали (коринфские канители колонок) вытесаны из белого камня. Главка храма сохранила старинную зеленую поливную черепицу. Но в целом убранство церкви не сходно с Москвой и Подмосковьем. Оно либо, как в рисунке наличников, сближается с казанскими и чебоксарскими храмами, либо вообще не имеет аналогов (как резные навершия граней восьмерика).
По данным Кировского архива, в 1770 шла перестройка старого храма и церковь была обновлена. В 1874–75 гг. утвержден проект на строительство нового храма. В 1877 утвержден проект на соединение храмов в один теплый.
В селе была церковно-приходская школа с 85 учащимися. В районе прихода находилась еще и земская школа в починке Красногорском (Аникино).
При снятии колокола с церковной колокольни на нем обнаружили надпись: «Лето 173 марта 2 дня слит сей колокол в Яранском уезде село Рождества Пресвятой Богородицы весу сие 13 пудов». Что относится к 1665 году.
Подковырин Иван Васильевич, пенсионер, житель деревни М.Панчино, помнит, что в церковь ходил с мамой, когда был маленьким. Рядом с церковью, вправо, пристроили сторожку, а церковь огородили изгородью, фундамент которой до половины был кирпичный, а верх — из железных крестов. Ограда проходила у теперешней тропинки, что идет справа у церкви.
В церкви было два входа: парадный и сбоку. В жаркую погоду боковые двери открывали. По праздникам священники ходили по деревням с иконами. Иконы были большие и тяжелые, носили их по двое, сменяя друг друга. Ходили под окнами домов и пели молебны.
Зимой церковь отапливалась. Под полом были выложены кирпичом ходы, видимо, по ним и уходил дым.
Когда шло говение, батюшки говельщиков кормили своим и на ночлег укладывали в своей прихожей. Хозяйство попов было большим: поле простиралось от Шошмы до плехановской тропинки, держали много скотины. Все работы выполняли многочисленные работники. Осенью попы ездили по деревням, собирали продукты с прихожан. У кого что было, тот то и давал: зерно, яйца, сметану... брали все, а кто мало давал, тому говорили, чтобы в другой раз кадочку побольше приберегали.
Около церкви — кладбище, где хоронили священников. Холмики могил и сейчас заметны. На современной площади у церковного здания был сад, куда по вечерам ходили гулять. Сад называли Поповским.
Внутри церкви было много икон.
В советское время церковь использовали как зерновой склад.
Иван Васильевич вспоминает рассказ своей бабушки.
В церкви проходили все обряды: крестили, венчали, отпевали. Бабушка рассказывала, что покойники одну ночь спали в церкви, и бывало, придут на следующий день, а покойник перевернутый лежит.
Старожилы села рассказывают, что архитектор, проектировавший храм, завещал похоронить себя на входе в церковное здание, чтобы люди перешагивали через его могилу, желая увековечить память о себе. Что и было исполнено.
(По материалам похода рождественских школьников в 1997 году, и по публикации в газете «Отечество» №67 за 4 июня 1998 года).
Церковь села Рождественского Шешургской волости. Находится в ведении общины верующих, на которой также лежит ответственность по охране. Церковь пока не требует никаких ремонтов, мелкие ремонты производятся общиной верующих. Железная решетка ограды в некоторых местах начинает разрушаться. Непосредственно относится к памятнику старины. Внутренность церкви, за исключением алтаря, изменена, раскрашена так, что совершенно потеряла вид древности.
По летописи и сохранившейся архитектуре внутри можно установить, что рядом с приходской церковью была молельня и боярские покои. Имеются иконы византийского письма, иконы старообрядческие, старинный нательный крест с частицами мощей, иконостас, слюдовые окна и книги, относящиеся к 17 веку.
Большой интерес как памятник старины представляет собою могила, находящаяся в церкви. Раскопки ее производились в 1913 году, когда обнаружили несколько костей, которые вновь были зарыты. Ныне она провалилась, есть предположение, что тут имеется склеп (могила).
Относится к новгородскому зодчеству конца 14-го начала 15-го веков.
(«Наш край», №3, декабрь 1926 г.)