Краеведческий сборник «Наш край» № 7, 2004 год, г. Яранск Кировской области.

Кинематограф в Яранске

Кинематограф  — замечательное достижение человеческой мысли  — был создан на основе успешного развития ряда отраслей науки и техники. Большой вклад в создание базы для развития кинематографа внесли русские ученые и изобретатели. Способы создания эффекта оживления изображения путем показа отдельных фаз движения были известны в России задолго до 1895 года — официальной даты изобретения кинематографа. Этой дате предшествовало появление светочувствительной пленки, которую в 1881 г. для фотографических целей применил русский фотограф И.Болдырев, опередив тем самым на несколько лет американскую фирму «Кодак». Известны работы русских изобретателей в создании первых источников электрического света, электродвигателей и установок для передачи электрической энергии, без которых невозможно было осуществить кинопроекцию.

В 1802 г. русским ученым В.В.Петровым было открыто явление дугового разряда между угольными электродами. Это открытие позволило П.Н. Яблочкову создать в 1876 г. источник света — угольную дуговую лампу не требующую никакой регулировки до полного сгорания углей. Дуговой источник света был применен для первого кинопроекционного аппарата. Следует отметить изобретение в 1839 г. Б.С. Якоби магнитоэлектрического электродвигателя постоянного тока, М.О. Доливо-Добровольским в 1888 г. трехфазного асинхронного двигателя, а в 1891 г.  — систем передач электрической энергии на большие расстояния.

Создание звукового кино стало возможным благодаря открытиям А.С.Попова (изобретение радио), А.Г.Столетова (создание фотоэлемента) и многих других.

Кинематограф! Когда же наш Яранск познакомился с ним?

В один из февральских дней 1907 г. на оживленной улице Казанской (ныне ул. Свободы) на старом складе появилось объявление, что вечером в 6 часов здесь будут показываться «живые картины». Время — Масленки, и вечером складское помещение заполнено народом. Перед зрителями на стене висел небольшой экран. Погасили лампу, и из отверстия в двери помещения скользнул свет, на экране появилось увеличенное изображение лица с закрытыми глазами. К великому удивлению публики лицо вдруг оживилось, открыло глаза, улыбнулось и высунуло язык. Восторгу и удивлению зрителей не было границ. Вслед за этим появились и другие изображения: улица, с движущимися людьми, корабль с матросами и т. д. Никакой связи между эпизодами и надписей не было, но зрители остались довольны такой постановкой. Вся демонстрация закончилась небольшой комедией о приключениях огородника.

Кино было передвижное и через несколько дней покинуло город. Позже летом в местном клубе демонстрировался большой фильм — «Нашествие Наполеона в 1812 году».В дальнейшем передвижное кино в Яранске бывало по праздникам и в ярмарочное время.

Содержание картин: жизненные драмы, необычайные фантастические приключения, бульварные романы «Сонька — золотая ручка», «Саша–семинарист», «Сатана — противник неба». Были произведения классиков: Л. Толстого «Воскресенье», «Анна Каренина», Ф. Достоевского «Преступление и наказание», В. Гюго «Отверженные».

Любимцем публики в комических картинах выпуска братьев Пате был Макс Линдер. Во время первой мировой войны появились патриотические фильмы.

Первый частный кинотеатр, судя по материалам рукописного сборника «Наш край», открылся в 1912 году на улице Казанской, на том месте, где сейчас стоит здание Дома детского творчества. Неизвестно его изначальное название, но те, кому сейчас за 50–60 лет, с любовью вспоминают кинотеатр «Прогресс» на улице Свободы.

До 1935 года кино было немое, да и после неозвученные фильмы из проката не сразу исчезли, поэтому в зале стояло фортепьяно и показ сопровождался музыкой.


Кинотеатр «Прогресс» по улице Свободы (бывшая Казанская). Фото 1950-х годов.

Длительное время пианисткой в кинотеатре работала Киверина Эмилия Александровна.

Во время войны 1941–45 гг. директорствовал Кибардин. После него долгое время — Мотов С.В. Билеты продавала Нина Кибардина. А вот с контролерами–билетерами связаны особые воспоминания. Стояли в дверях и пропускали в фойе две женщины, одну из них «за глаза» звали Карбола Ивановна (ее фамилия Антонова). Часто Карбола Ивановна произносила такую фразу: «Робяты, билеты взяты, можете идти в кино». А второй дали прозвище Захариха.

Билеты были дешевые, но все равно молодежь их подделывала. Сделать это было просто еще и потому, что иногда одна картина шла по несколько дней. То движок не могли запустить, то он отключился, то рвалась пленка. В зале тогда в адрес киномехаников дружно кричали — «Сапожники!», свистели, топали ногами. А на следующий день публика шла смотреть продолжение картины. Кроме подделки билетов мальчишки и парни пользовались еще одним способом проникнуть в зал бесплатно: пацанов ставили перед контролерами, старшие сзади как следует напирали и все вместе с контролерами вылетали в фойе, где молодежь быстренько разбегалась. (Что вытворяли наши дедушки!)

Из киномехаников вспомнили Г. Попцова, Н. Петрова, прошедших войну, В. Шурыгина. Попцов с войны пришел без ноги, а запомнился тем, что знал все картины и всех артистов.

Электроэнергию на киноаппараты с нефтяных движков подавали Б.Н. Смирнов, Б.И. Федулов и Ю.К. Кузнецов. Со временем кинотеатр подключили к дизельному движку почты, тогда киносеансы стали срываться реже. При кинотеатре пожарным после войны работал Киселев, который всегда ходил в каске. Красочные афиши оформляли художники С. Богданов и Р. Швецов.

Кинотеатр в те годы являлся центром культуры в городе. Множество празднично одетых людей приходило на сеансы. Фильмы бурно обсуждались, зрители хорошо знали артистов (коллекционирование открыток с артистами — любимое увлечение многих тогдашних девушек), песни из кинофильмов пели со сцены яранские певцы Олег Иванов (Гопчик), Николай Киверин, сестры Вера и Валя Огнетовы, Тамара Чистякова (Волкова) и другие, героями детских игр часто становились персонажи кинокартин. Замечательные фильмы шли тогда в «Прогрессе»: «Веселые ребята», «Волга–Волга», «Старый водитель», «Аршин–маллан», «Цирк», «Далекая невеста», «Чапаев», «Небесный тихоход», «Мы из Кронштадта», «Повесть о настоящем человеке», «Депутат Балтики», «Броненосец Потемкин», «Зоя Космодемьянская», «Как закалялась сталь», «Встреча на Эльбе», «Падение Берлина», «Сталинградская битва», «Первая перчатка», «Спортивная честь»… Особое значение имели военные картины, потому что у каждого кто-то побывал на фронте и многие не вернулись.


Кинотеатр «Россия». Фото 1960-х годов.

Показывали и трофейные фильмы: «Сети шпионажа» и четырехсерийный «Тарзан». На «Тарзана» до 16 лет билеты не продавались. Но мальчишки и девчонки все-таки умудрялись пробраться в зал, а потом долго удивлялись: почему им запрещали смотреть? Ничего такого там не было, зато как замечательно сняли природу в этом фильме.

Кинотеатр был деревянный, а будка киномехаников («крутилка») сзади — кирпичная. Недалеко влево от будки находилось помещение для движков. Справа от кинотеатра стояли скамеечки и были разбиты клумбы с цветами. Здесь же работал буфет с пивом и лимонадом.

Еще в мае 1914 года в Яранске принимались попытки организовать летний просмотр фильмов. Содержательница кинематографа Евгения Казенина хлопотала перед городской Думой об аренде места под кинематограф на площади против городского сада сроком с 1 июня по 1 октября. Но идея осуществилась только в 50-е годы ХХ века с постройкой в городском саду «Летнего» кинотеатра. До 80-х гг. яраничи посещали его, а потом за ветхостью разобрали.

К концу 50-х годов кинотеатр «Прогресс» стал маловат для города и обветшал. Тогда на месте рыночной площади по ул. Радина началось строительство нового кирпичного большого кинотеатра. Возводил его отдел культуры райисполкома хозспособом. Начальником строительства был Анатолий Яковлевич Черепанов, прорабом — Леонид Никифорович Смирнов. Проект был сделан с учетом небольшого экрана, а уже сами строители подготовили все для того, чтобы Яранский зритель увидел кино широкоэкранное, на девятиметровом экране. Для выполнения отделочных работ приглашались специалисты Кировского художественного фонда. Они расписали потолки, сделали лепнину. Им помогали и яранские мастера. Один из них — штукатур-отделочник Григорий Петрович Пудиков.

Пол, лестницы в фойе заливали растворами и долго шлифовали вручную, чтобы они стали гладкими. За лепниной на стенах, за решетками на потолке уложили шлаковату и ткань для хорошей звукоизоляции. Чтобы сделать акустику зала правильно, яраничи ездили в Москву на строительство кинотеатра на Ленинском проспекте и учились на практике.

Снаружи здание оштукатурили раствором с добавлением глины, которую возили из Бормотовки. От этого стены получили розоватый оттенок. Одновременно с кинотеатром строили фонтан, делали ограду вокруг посаженного сквера, монтировали освещение.

В 1960 году кинотеатр «Россия» принял первых зрителей. Нынешним молодым трудно представить как яраничи выстаивали очереди за билетами в кино. Желающих посмотреть фильм было гораздо больше, чем вмещал зрительный зал, и в премьерные дни люди радовались, получив место на приставном стуле. Не всем так везло, кто-то уходил, не попав на сеанс. Кинотеатр посещали семьями, трудовыми коллективами, классами по предварительным заявкам, просто компаниями. После просмотра фильмы обсуждали. С нетерпением ожидали показа уже нашумевших где-то картин.


Афиши в сквере кинотеатра «Россия».

Первым директором кинотеатра «Россия» стал А.Я. Черепанов. Много лет работал в кинотеатре Венедим Иванович Елкин. Начинал художником, потом возглавил коллектив, затем снова художником. Частенько в Яранск приезжал из Кирова начальник областного кинопроката Павел Васильевич Патрикейцев. Вместе с ним обсуждали репертуар, рекламу, ему можно было в любое время позвонить домой. Например, такой случай: Венедим Иванович звонит в десять вечера: «Не тянем план». Патрикейцев советует: «Давай покажем «Фантомаса». И специальным рейсом на следующий день послал фильм в Яранск. План перевыполнили и даже получили премию. Награждался коллектив кинотеатра и переходящим областным Красным знаменем за хорошую работу. В те времена появились в городе металлические щиты с надписями: «Смотрите… Россия… Летний» (до сих пор кое-где они еще стоят).

Перед сеансом выступали сотрудники кинотеатра с анонсом фильмов на ближайшее время. На втором этаже можно было посмотреть выставки картин, фотографий или афиш.

В прокат тогда выходило множество советских фильмов: «Юнга северного флота», «Похищение луны», «Чужие письма», «Спелые гроздья», «Табор уходит в небо», «В клешнях черного рака», «А зори здесь тихие», «Берег», «Ошибка резидента», «Дикий мед», «Сын председателя», «Из жизни начальника уголовного розыска», «Влюблен по собственному желанию». В 60–70 годы все любили смотреть индийские фильмы и приключенческие про индейцев в главной роли с югославским актером Гойко Митичем.

В те времена при райкоме партии работала комиссия, которую возглавлял секретарь по идеологии. Эта комиссия просматривала поступающие в кинопрокат картины и решала, разрешать ли их к показу.

Когда-то по селам и деревням ездили кинопередвижки. В 60-е годы в сельских клубах появились свои киномеханики. В районе сложилась своя киносеть со своим кинопрокатом. Директорами киносети в разное время были: Кислицын, Николай Степанович Хорошавин, Михаил Павлович Созонов. Прокат возглавляли Л. П. Наумов, Ю. М. Вахрушев.

Сельские киномеханики Н. И. Голомидов, Е.Ю. Голубков, В.Л. Журавлев, Г.В. Зуева, М.П. Подоплелов всегда старались порадовать своих односельчан новыми интересными картинами, и сами приезжали за ними в город.

За многолетнюю и успешную работу в системе кино в честь 100-летия мирового и российского кинематографа в 1995 году Г.В. Зуевой, М.Ф. Черепанову, М.П. Подоплелову было присвоено звание Отличник кинематографии СССР, В.Л. Журавлеву, З.Е. Тубаевой звание почетного кинематографиста России.


Вечерний кинотеатр. 1960-е годы. Фото А. Бакшаева.

Реформы начала 90-х годов пагубным образом отразились на всей государственной системе кинопроката, в том числе и в нашем районе. Из-за введенного налога на название кинотеатр «Россия» в 1991 году был переименован в «Родину».

С приходом в нашу жизнь видео резко снизилась посещаемость. Районная киносеть стала не в состоянии сама себя содержать, и в 1994 году была присоединена к учреждениям культуры. В 1995 г. перестал существовать межрайонный «Кинопрокат». Пустые кинозалы, недостаточное бюджетное финансирование, дороговизна доставок фильмокопий из г. Кирова — все это привело к тому, что большинство киноустановок на селе закрылись, а в 2000 году — и городской кинотеатр. Функции кинообслуживания яраничей с 2001 года были переданы городскому Дому культуры. Без дополнительного финансирования.

Сейчас кинотеатр «Родина» заброшен и предлагается к продаже.

В заключение хочется сказать спасибо тем, кто работал и сейчас работает в кинематографии. И еще пожелать, чтобы в нашем городе был бы свой любимый и посещаемый кинотеатр.

Ведь так здорово «ходить в кино»!

Геннадий Царегородцев,
Елена Дождикова.

По воспоминаниям старожилов и материалам музея.
Hosted by uCoz