Краеведческий сборник «Наш край» № 5, 2001 год, г. Яранск Кировской области.

Храни меня, мой талисман

«Прими от меня, сынок, ладанку с одолень-травой. Она тебя от стрелы вострой, от меча, от копья боронить станет... Повесь на грудь себе. Станешь верить — поможет, разуверишься — в огонь кинь. И еще... заговор выучи. Ну! Повторяй за мной. Господи Боже, благослови...»

С.Мосиян. «Александр Невский»

Сегодня мы все чаще и чаще обращаемся к опыту наших предков: как они дом вели, как оберегали жилище от нечистой силы, от бед и несчастий? В наше время понять смысл некоторых обрядов, примет и поверий довольно трудно — слишком уж изменилась жизнь.

В представлении наших прародителей мир был полон злых и враждебных сил, от которых нужно было обороняться. Родной дом — это первая надежная защита. Ведь не зря говорят: дома и стены помогают. Поэтому при возведении жилья соблюдалось множество различных примет и обычаев. Нельзя было начинать работать в понедельник: его считали несчастливым днем. Многие крестьяне верили и в такую примету: «Если три лесины не понравились с прихода в лес, не руби совсем в тот день». На постройку не брали дерево, зацепившееся при падении за другие деревья, так как считали, что если взять это дерево, в доме будут умирать жильцы. К плотникам относились с уважением и даже с суеверным страхом. Ведь они, если их чем-то обидеть, могли сделать дом несчастливым. Верили, что они в силах дом «заговорить» на беду, положить в сруб «горе»–дерево или вбить в стену гвоздь от гроба. Тогда уж точно не будет жизни в этом доме. А еще они могли зло пошутить над хозяевами. Специально оставляли между бревнами сруба щепку дерева, закладывали под крышу трубку из бересты, которые впоследствии могли издавать различные звуки. В таком доме вечером и ночью постоянно слышались шорохи, скрипы, а зимою еще долгие свисты и завывания. Вот тогда-то и рождались поверья о добрых и злых духах.

Добрый домашний дух Воструха, к примеру, живет за печкой и караулит воров. Ничего не пропадет из этого дома: ни достояние, ни красота, ни непорочность юных девушек, там живущих.

Домовой хоть и ходит по ночам, как всякая нечисть, но он не злой, а скорее причудливый. Кого полюбит, тому служит беззаветно. Всем известен обычай «присесть на дорожку». Все члены семьи, и отъезжающие, и провожающие, присаживаются кто где и минуту сидят не разговаривая. Считается, что в эту минуту домовой благословляет хозяина на дальнюю дорогу и может шепнуть или навести на мысль о том, что позабыли сделать или взять с собой. Жердяй — самый бестолковый дух с судьбиной, лишенной всякого смысла. Длинный, тощий, он шатается ночью по улицам и заглядывает в окна, попусту пугая людей.

Жировик обожает жить в тепле. Ночью жировик возится с немытой посудой, вылизывая ее и покряхтывая от удовольствия.

Старушка Дрема проскальзывает в дом, когда сгущаются сумерки, чтобы навевать детям и хорошим людям сладкие, добрые сны.

Кикимора — недобрый дух крестьянской избы. Себя Кикимора считает великой рукодельницей, особенно любит хвататься за оставленную хозяйкой прялку или вязание, но проку от ее работы ни на грош. Все перепутает, скомкает, порвет да и бросит в сердцах. А кого невзлюбит, может и со свету сжить.

Клетник — хозяйничает в кладовой, устраивает осмотр добру, перекладывает с места на место, шумит. Если осерчает на хозяина, порвет мешки и разбросает зерно, может и крышу прохудить.

Злобный старикашка Банник, живущий в бане, страшно не любят тех, кто моется после полуночи или в четвертую очередь, так как в это время он моет чертей. Ну, а коль приспело мыться в «чертову» очередь, мужики брали вилы, размахивали ими из стороны в сторону до самой бани, разгоняя чертей.

«Не буди Лихо, пока оно тихо», — так говорят о сумасбродном одноглазом духе, который бросается на кого попало сослепу. Иной раз обойдет злого человека, грешника, а навалится на хорошего да трудолюбивого и будет на шее сидеть, ноги свесив.

Многих духов всерьез стоило опасаться, и не только духов, но и людей с недобрыми помыслами. Вот и придумали люди целую систему оберегов.

К двери прибивали подкову (да и сейчас прибивают), причем рогами кверху. Вера в счастливую подкову распространена во всем мире. Во-первых, железо отгоняло злых духов, а конь был символом богатства, предвестником счастья. О подкове существует несколько легенд. Вот одна из них. Дьявол, который ходит обычно по кругу, в случае с подковой, обречен метаться от одного конца к другому, ибо круг разомкнут, и некогда ему чинить свои козни людям.

Над дверями вешали пучки чародейных трав на красной тесьме. Например, крапиву; считалось, что ее свойство — жгучесть — отгоняет нечистую силу от дома. Вообще к травам на Руси было особое отношение. У знатоков трав и кореньев был свой травник, который они передавали друг другу. Травы собирались знаючи, то есть с таинственным умением доставать их: в каких местах, в какое время и каким способом. Ночь на Ивана Купалу признавалась лучшим временем для этого. У знахарей или, как их еще называли, зелейщиков были травы на все случаи, на все болезни.

Над дверями вешали не только травы, но и прибивали кованый гвоздь. Верили, что он отнимает силу у злых и недобрых людей. В избе напротив двери вешали старые и изношенные лапти. Всякий недобрый человек ломал свой черный глаз на лаптях и никого уже сглазить не мог.

Если представить избу крестьянина, то каждая вещь в доме имела свое значение. Случайных деталей просто не было, особенно в одежде. Во-первых, сама ткань отгоняла всю «нечисть», так как ткалась на стане, который имел много магических знаков. Например — знак солнца. Солнце — это свет, который для нечистой силы означает смерть. Как известно, разгул нечистой силы начинается «от заката». От ее влияния оберегал и пояс, который давался каждому при рождении. Без пояса нельзя было не только ходить, но и спать. Если случайно развязался — плохая примета. А выражение, которое мы часто произносим: «совсем распоясался», означает, что человек потерял над собой контроль и отдался злым духам. Один из свадебных обрядов — связывать поясом жениха и невесту. Красный пояс, подаренный мужу, охранял его от лихого глаза, наговора, чужих жен.

Наверное, нет ни одной семьи, где бы не было полотенец или рушников, как называли их раньше. Они сопровождают человека в течение всей его жизни: в свадебных, родильно-крестильных, погребально-поминальных обрядах.

В Яранском краеведческом музее хранится уникальное полотенце, датируемое 1893 годом. Нам интересна его вышивка. Сюжет тысячелетней давности. Возможно, даже те рукодельницы, которые вышивали рушник сто с лишним лет назад, не смогли бы объяснить все символы вышивки. А мы можем только догадываться. В центре — женская фигура. По краям — кони с всадниками. Кони почти всегда присутствовали на вышивке того времени. Уже говорилось — как символ счастья... Крестьяне коня обожествляли.

Центральная фигура одновременно обозначает древо жизни и женщину-мать, готовую к деторождению: на широкой юбке вышит круг — беременность, из-под юбки кроме ног женщины видны маленькие ножки ожидаемого ребёнка, в верхней части — светлый овал — грудь, готовая к вскармливанию. Наверное, основная идея вышивки — поклонение Женщине-матери, продолжательнице рода человеческого. О нынешнем поколении, к сожалению, такого уже не скажешь. Может быть, это полотенце оберегало еще не родившееся дитя, так как в нашем несовершенном мире особо уязвимыми являются именно дети. Потому и отводится особая роль «оберегам детства».

Будучи беременной, наиболее рисковая женщина, желая узнать, суждено родить ей мальчика или же девочку, давала из рук своих медведю хлеб (конечно, медведю ручному, дрессированному, каких часто водили скоморохи на потеху людям): если рыкнет, то родится девочка, замычит — мальчик. Поступок, надо сказать, довольно смелый: рыкни зверь яростнее, посильнее — не трудно догадаться о последствиях подобного эксперимента для беременной женщины.

Когда рождался ребенок, его от трех до четырех недель старались не показывать чужим людям, дабы не сглазить. Когда кто-либо хвалил ребенка, мать, подобно волчице, слизывала сглаз с лица. Когда у ребёнка стригли первые волосики, то его сажали на медвежью шубу, чтобы он был богатым.

К детским оберегам можно отнести также «наузы» — вязание знающими людьми «хитрых» узлов, которые затем носились на руке, ноге, поясе или в качестве налобной повязки. От этого старинного обряда осталось выражение «все, завязал» (больше не повторится) или «как завязано» (что-то не получается, не удается).

Внимательно присмотревшись к семейным обрядам, невольно замечаешь, что за ними стоит искреннее желание сохранить дом, жить в мире, радости, здоровье и достатке. Это можно выразить примерно такой благожелательной фразой:

«Да будет счастлива наша семья,
Будем в сытости и благоденствии,
Пусть неприкосновенным будет наше имущество,
И да разыдутся враги наши!»

Конечно, можно верить во все эти заговоры, приметы и поверья, а можно и не верить. Но иногда кажется, что некие таинственные силы действительно незримо вмешиваются в нашу жизнь... На этот случай слова древнего заговора будут-таки не лишними:

«Перекрестясь, благословясь, пойду из дома за ворота в ту сторону, куда охота, с пути-дороги не собьюсь и с бедою не столкнусь, зло подальше обойду, а добро везде найду».

Примечания

Оберег (амулет) — охранный предмет, который защищает своего владельца от недугов и несчастий, сдерживает негативные эмоции, исключает опасность подвергнуться воздействию сглаза.

Талисман — предмет, который притягивает извне благоприятные влияния, приносит удачу, счастье.

Зелейник или зелейщик — тот, кто лечит травами.

Литература

  1. Костомаров Н. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. — С.Пб., 1887.
  2. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. — М., 1988.
  3. Георгиев М. Пир столбом, дым коромыслом//Народное творчество, №10, 1990 г., стр. 28-30.
  4. Потапов А. Обереги//Свет, №9, 1999 г. стр. 67-69.
  5. Колобова Т. Кто в тереме живёт?//Домашний очаг, апрель 2001 г., стр. 107-108.
  6. Васильев М. Секреты плотницкого мастерства//Лес и человек, 1991 г., стр. 48-50.

Валентина Королёва,
сотрудник краеведческого музея.

Hosted by uCoz