Краеведческий сборник «Наш край» № 5, 2001 год, г. Яранск Кировской области.

Крестные ходы на Яранской земле

Время от времени в различных исторических источниках мне встречались упоминания о крестных ходах в нашей местности. Заинтересовала же тема тогда, когда прочла сочинение Николая Белицкого, ученика Яранского городского училища, написанное в 1904 году под впечатлением хода из Рождественской церкви (Рождества Пресвятой Богородицы) в Успенский собор (Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии). К этому событию мы ещё вернёмся, а сначала выясним, что такое «крестный ход».

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона даёт такое определение: «Крестный ход — торжественное церковное шествие из одного храма в другой или к какому-либо назначенному месту, с иконами, хоругвями1 и другими святынями храма, а главным образом, с большим крестом (запрестольным или выносным), от которого и само шествие получило название. Священнослужители и церковнослужители в церковных облачениях во время шествия поют молебный канон. Крестные ходы существуют как в православной церкви, так и в католической, и бывают двух родов: совершаемые по установлению ежегодно в известные дни и чрезвычайные.

Установленных множество: Пасхальные, Богоявленские, поместные, совершаемые в отдельных городах и других местностях в честь великих местных святынь и замечательных событий церковной и государственной жизни, а также в память освобождения местности от эпидемии, нашествия врагов и т.п.


Фото 1. Крестный ход. Улица Успенская (конец XIX — начало XX века).

Чрезвычайные местные ходы устраиваются с разрешения епархиального начальства по особо важным случаям местной церковной жизни, например, на места закладки и построения нового храма, на поля для молитвы об избавлении от градобития или засухи...» ([1], стр. 648—649).

А теперь вернёмся к крестному ходу из села Рождественского в Яранск. Вот что узнали мы о нём из сочинения Николая Белицкого:

Как я и моя мама ходили в село Рождественское

Накануне нашего ухода в село Рождественское мы приготовили чаю, сахару, хлеба и бутылку молока. На другой день мы встали в три часа утра, умылись, помолились Богу, оделись, и, когда были готовы, времени было уже четыре часа утра. Мы шли в село не одни, а сзади нас шло много знакомых. Мы дождали их и пошли вместе. Не доходя до села версты две, мы услышали звон к заутрене. Когда мы пришли в церковь, то заутреня была уже на отходе. Мы отслужили молебен и пошли пить чай. Когда мы напились чаю, пошли к обедне. В церкви было хорошо, священник с дьячком читали громко, а певчие пели стройно и хорошо. После обедни мы пошли на берег реки отдохнуть. В это время уже перезванивали в колокола, а потом зазвонили вовся, и пошли иконы. Мы встали и пошли за иконами. Когда перешли через речку, тут священники у часовни отслужили молебен и пошли далее. Обратно нам было идти веселее потому, что священники читали акафист, певчие пели молитвы. Когда иконы подошли к деревне Лагуновой, до нас донёсся первый удар колокола в соборной церкви, а потом начали перезванивать и в других церквах. Когда иконы подошли к городу, зазвонили вовся во всех церквах, а Рождественские иконы встретили соборные иконы, священники, много народа. И пошли все вместе в соборную церковь. В церкви отслужили молебен, и мы пошли домой. ([2], листы 8—9).

Строительство сельской церкви датируется в различных источниках по-разному: 1646, 1674, 1690 гг. В мае 1998 года бесхозная Рождественская церковь обрушилась. Успенский собор, построенный в 1798 году, действует и ныне. В сочинении не указано, когда проходил крестный ход и был ли он традиционным. Видимо, событие происходило в тёплое время года, это могло быть 28 августа, в Успение Богородицы, или 21 сентября, в Рождество Богородицы.

Традиционным (по установлению) в Яранске был крестный ход 23 июня из Успенского собора к Владимирской часовне, что стояла за рекой, в Монастырке (ныне — улица Революции).

Здесь, в полуверсте от города, с середины 17 века по 60-е годы 18-го существовал Казанский-Новодевичий-Богородице-Владычный женский монастырь. В монастыре были две деревянные церкви: Входоиерусалимская и Владимирская (в других источниках — Входоиерусалимская с приделом во имя Владимирской Божией Матери). По закрытию монастыря церкви стали приходскими, а когда они обветшали, их ликвидировали. В начале 19-го века прихожане этих церквей вошли в состав Успенского собора. Престол Владимирской Божией Матери был устроен в левом приделе Преображенской церкви (стояла рядом с Успенским собором, год постройки — 1790), сюда же была перенесена из закрывшейся церкви икона Богоматери, в дальнейшем её, видимо, передали в Успенский собор. На месте бывшей церкви за рекой установили столб, на котором в стеклянном ящичке стояла икона и временами теплилась лампадка. В 1880 году столб убрали и построили каменную Владимирскую часовню. Ежегодно 23 июня к ней совершался крестный ход с иконой Владимирской Божией Матери из Успенского собора. ([3], стр.8).

О крестном ходе вокруг Яранска я узнала из статьи Михаила Алексеевича Лагунова. Проводить ход стали после 1876 года, когда в городе вспыхнула эпидемия холеры, унёсшая сотни жизней. После этого страшного события решено было летом устраивать крестный ход с иконами всех городских церквей и села Рождественского. При обходе вокруг Яранска «на каждой стороне служился молебен с прошением к Господу об избавлении города от града, потопа, огня и меча, нашествия иноплеменников, междоусобной брани и моровой язвы. При этом здания окроплялись святой водой» ([4], стр. 10—11). Как долго существовал такой ход, в статье не указано.


Фото 2.

Во многих источниках зафиксирована информация о приходе Святых икон из Вятки и открытии по этому случаю в Яранске ярмарки с 20 сентября по 1 октября. Упоминается об этом событии уже в 1853 году ([5], стр. 80—81). А в отчётах Яранской Городской Управы за 1911—1915 гг. есть статьи расходов на «приём духовенства со Святыми иконами и троекратные молебны». Следовательно, на протяжении многих лет яраничи торжественно встречали иконы из Вятки. Возможно, на фото 2 изображён как раз такой момент.

Чрезвычайные ходы бывали в старину, наверное, часто. Об одном таком ходе рассказал в сочинении Волженин Феоген, ученик всё того же Яранского городского училища. Мальчик поведал о страшном пожаре, случившемся в Яранске в ночь на 6 августа 1898 года. «По всему кварталу толпился народ, раздавались крики пожарных, ржание коней, звон колокольчиков. Часто гудел набатный колокол. Пожар усиливался. Горело уже пять домов... Огонь перебрался в винный склад... Даже те дома, которые стояли через дорогу, стали загораться... Подняли иконы из собора и стали служить молебен, а потом пошли крестным ходом. Пожар начал утихать, пошёл дождь и окончательно залил пламя». ([2], листы 10—12).

В наше время проводятся Пасхальные ходы во всю Светлую Пасхальную Седьмицу, в престольные праздники вокруг церквей, в день канонизации иеромонаха Матфея (23 ноября) и в день его поминовения (29 мая).

Кто же он, святой старец? Родился о.Матфей 23 мая (4 июня) 1855 года в г.Вятке. Отец его Козьма Фёдорович Швецов был башмачником. При крещении мальчик получил имя Митрофан. Воспитывался в любви к Святому Писанию, всё свободное время проводил в церкви. После смерти отца отдали Митрофана к купцу Столбову, у которого он прослужил 18 лет. Вёл аскетический образ жизни, был глубоко верующим человеком, от ухода в монастырь удерживало то, что на его попечении была сестра. В 35-летнем возрасте Митрофан Козьмич продаёт свой магазин, кладёт деньги в банк на имя сестры и переезжает в Филейскую обитель. При пострижении ему дали имя Матфей. В 1899 году он прибыл в строящийся Яранский Пророчицкий монастырь в помощь о.Нилу. После закрытия монастыря в 1921 году некоторое время жил в селе Беляево (совр. Кикнурский район), а позднее в д.Ершово. Здесь он принимал всех, кто в нём нуждался. Умер нищим, но многими почитаемым. Гроб его несли в Яранск на руках, отпевали в Троицкой церкви. По завещанию, о.Матфей похоронен на Яранском городском кладбище в ограде купцов-благотворителей Анны и Василия Беляевых.

Сразу после кончины праведника на ещё свежей могиле его начались многочисленные исцеления. «Придите ко мне на могилку, — благословлял о.Матфей, — излейте своё горе, расскажите, как живому, все ваши беды и печали, и, если я буду иметь дерзновение у Господа, то не оставлю вас без утешения». Из дальних мест приезжали и приезжают люди, чтобы поклониться могиле о.Матфея. В 1991 году на кладбище был совершён чин освещения часовни над его могилой. 23 ноября 1997 года состоялась канонизация иеромонаха Матфея в лике местночтимых святых Вятской епархии2.


Фото 3.

В тот день был многолюдный крестный ход из Успенского собора на могилу яранского чудотворца, преподобного о.Матфея (фото 3).

Сейчас в открытом для службы Троицком соборе левый придел предполагается освятить в честь Матфея Яранского. В крестных ходах несут святыни обеих соборов. Поклониться о.Матфею идут не только яраничи, но и многочисленные приезжие.

Возможно, дальнейшие исследования откроют нам ныне неизвестные страницы истории Яранского края, в том числе и о забытых ныне крестных ходах.

Елена Дождикова.

Примечания

1 Хоругви — священные знамёна церкви.

2 Материал об о.Матфее взят из статьи А.Ильинской в газете «Русь Державная», №9 (41), 1997.

Литература

  1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь: В 82 т. Т.32. — С.Пб., 1895.
  2. Круговая тетрадь для учеников 2 отделения, 2 класса Яранского городского трехклассного училища. — 1904—1905 уч. год.
  3. Рукопись П.Н.Сумарокова.
  4. Рукописный сборник «Наш край», под ред. М.А.Лагунова. — №55, март 1968.
  5. Памятная книжка о состоящих в Государственной и общественной службе по Вятской губернии на 1854 год.
Hosted by uCoz