Краеведческий сборник «Наш край» № 4, 2000 год, г. Яранск Кировской области.

Школе искусств — 80

Жизнь моя — музыка

Вообще-то точкой отсчета школы искусств, тогда еще только музыкальной, можно по праву считать год 1920, когда по инициативе уездного отдела народного образования в здании сельскохозяйственного училища были открыты музыкально-вокальные классы под руководством директора, преподававшего скрипку, А.В. Ройтмана. Для обучения игре на рояле поступило 70 человек, в класс скрипки — 30.

В 1925–30 гг. классы были закрыты, так как большинство преподавателей из Яранска уехали. В 1930 году при районном Доме культуры открылись музыкальные курсы для обучения игре на рояле, а спустя три года они реорганизованы в детскую музыкальную школу. С этим временем связано имя Эмилии Александровны Кивериной — внимательного, чуткого педагога, хорошего музыканта. Именно благодаря ей школа выжила в трудные военные годы.

Тогда, в 1942-ом, выпускница Зоя Васильевна Емашова стала педагогом. Ей памятно многое, так же, впрочем, как всем ветеранам, отдавшим музыкальной школе свои лучшие годы, свою жизнь.


Педагогический коллектив школы искусств, 1995 год.

Мы помним, как все начиналось

А начиналась музыкальная школа с маленького здания в три окошка около санэпидстанции. И было-то в ней всего-навсего четыре класса, где четверо педагогов обучали детишек игре на скрипке, фортепиано и сольфеджио...

Зоя Васильевна Емашова хорошо помнит годы своего ученичества. Особенно любимого преподавателя Эмилию Александровну Киверину, пользовавшуюся в городе авторитетом по нескольким причинам: во-первых, она была замечательная красавица, во-вторых, занималась в театре и, в-третьих, прекрасно играла на фортепиано. Их, окончивших консерваторию, в Яранске было двое: Эмилия Александровна и Ольга Петровна Борисова. Вся городская элита — Маргарита Павловна Береснева, Татьяна Александровна Гордеева — учились у Борисовой играть на фортепиано. Вот какие образованные, интеллектуальные люди положили начало профессиональному музыкальному образованию в Яранске!..

Где-то там, в 42-ом...

А еще памятен Зое Васильевне преподававший скрипку просветитель–энтузиаст Борис Владимирович Дождиков. И такой это интересный был человек, что ученицы, а среди них и Зоя, просто в него влюблялись: еще бы, создал эстрадный оркестр, где играть считалось делом почетным, но ответственным — Борис Владимирович обладал абсолютным слухом. Попробуй возьми неверную ноту — так на тебя посмотрит! Самой счастливой считала себя Зоя, когда приняли ее в оркестр на фортепиано, пересадив Эмилию Александровну на аккордеон...

Педагогом Зоя Васильевна пришла в 42-м, когда ей исполнилось семнадцать с половиной. В те годы школу не финансировали, даже хотели закрыть, но она держалась — за счет родительских средств. С тех, чьи родители были на фронте, денег не брали. Уходили на войну и учителя. Не вернулся с полей сражений преподаватель Булатов. Конечно, в школу ничего уже не покупали: ни инструментов, ни нот. А работало в ней четыре педагога (до 1945 года): директор Эмилия Александровна Киверина, Максимилиан Владимирович Лапенков, Георгий Андреевич Чистяков и Зоя Васильевна.

Что до проблем, то они всегда оставались одни и те же — хорошие ученики и не очень. Радовали «звездочки» — Галя Золотова, Галя Колпакова...

Пешком из Красного города в Яранск

Вот уж поистине неисповедимы пути Господни! Никак не думала Людмила Максимилиановна Большакова, дочка известного яранского музыканта, что станет преподавать в своем родном городе. Почему? Да потому, что после окончания Йошкар-Олинского музыкального училища имени Палантая ее направили работать в Козьмодемьянск. Только родители перебороли: домой, в Яранск! Пешком пришла из Йошкар-Олы за сотню километров: автобусы и поезда тогда не ходили.

34 года — с того памятного 53-го — проработала Людмила Максилиановна в музыкальной школе преподавателем хорового отделения и сольфеджио. Много хорошего было в жизни. А особенно вспоминаются выборы, когда с 6 утра до 6 вечера кочевали музыканты с концертами с участка на участок по всему району. Так было весело! Народу — толпы. Все бесплатно: ни артистам не платили, ни зрителям не надо билет покупать — все от души и для души!

Мы построим новый дом!

После войны школа переехала на второй этаж аптеки. Многие получили музыкальное образование именно там. Пополнились и ряды молодых специалистов: приехали чета Поповых, Валентина Леонидовна Тушенцова, Тамара Владимировна Кожевникова, тромбонист Виталий Зонов, баянист — украинец Пащенко, Шарапов, Новиков. С приездом Тамары Кокориной образовалось отделение народных инструментов. Школа понемногу росла.

Потом из здания над аптекой музыканты перебрались на ул. К. Маркса, 45, где все кипело–варилось аж до 1983 года. Директор Людмила Максимилиановна прекрасно понимала, что пора бы и расширяться, так как становилось тесновато и приходилось работать по сменам — 200 детишек здание вмещало с трудом.

Однако мысли о пристрое пришлось оставить: внезапно над школой выросла пятиэтажка. Отчаянию директора не было предела... Найти выход помог первый секретарь райкома Герман Михайлович Аристов. Сказал: стройте новую школу, но только пристроем и только хозспособом. Три года Людмила Максимилиановна практически не вылезала из Кирова. Конечно, досталось ей...

А в 83-м музыкальная школа праздновала новоселье. Правда, теперь она была не просто музыкальная, потому что к ней присоединилась художественная, открылось отделение хореографии. А еще встречала молодых педагогов: Елену Ивановну Котегову, Елену Юрьевну Ваганову (Решетову)... Пополнение школе было просто необходимо — теперь вместо 200 детишек в ней обучалось уже 300.

А люди тянулись к культуре

Приводили ли родители своих ребят в музыкальную школу? В те годы — безусловно! К примеру, в 70-м план на фортепиано дали 25 человек, а заявления принесли 100! Крепкий подобрался класс: Наталья Шатунова (Сазанова), Елена Шушканова (Ронжина)... Родители старались дать детям полноценное образование, приобщить их к культуре. И неважно, кем они были, учителями, инженерами или простыми рабочими, — была какая-то внутренняя интеллигентность...


Всем премудростям танца учит своих воспитанниц педагог–хореограф Ольга Владимировна Кузнецова.
И мало-помалу серенькие птенчики превращаются в прекрасных белых лебедей

Пройдем по звонким школьным этажам

Приятно все-таки, когда, оглянувшись назад: а что там, позади? — видишь только светлое и доброе.

У школы искусств ее славное прошлое, как, впрочем, настоящее и будущее, в ее педагогах и воспитанниках. Как они чувствуют себя накануне юбилея? Давайте ненадолго заглянем в классы. Почему ненадолго? А чтобы сильно не отвлекать — служение муз не терпит суеты.

Мы контрольных не боимся...

Пока переменка, немного погостим в классе сольфеджио у педагога Елены Юрьевны Решетовой, человека на первый взгляд строгого, но на самом деле доброго и отзывчивого. Хотя строгость в общении с детишками, конечно, нужна — добрая строгость. Потому ученики и не боятся контрольных по сольфеджио: а что бояться, ведь проверяется уже пройденный, хорошо усвоенный благодаря мастерству наставника материал. Именно так считают Ирина Коновалова, Люба Бусыгина, Оля Сотникова, Аня Конева и Катя Кузнецова (на урок они подошли первыми). И еще полагают, что здесь получают будущую, причем любимую, специальность: ведь это так здорово — вальсы, сонатины, «Лунная соната»...

Почему девочки пришли в школу искусств? Большинство потому, что приобщение к прекрасному миру музыки — несбывшаяся мечта их родителей. Мечта, воплощенная в детях. Причем ни те, ни другие об этом не сожалеют.

... и академического выступления — тоже

В небольшом уютном классе преподавателя фортепиано Елены Петровны Шишкиной идет напряженная работа: здесь готовятся к ответственному экзамену — академическому концерту, своеобразному итогу года учебы в школе. Хотя, собственно, особенно волноваться не стоит. Ирина Бакшаева знает: главное сейчас — подготовка, терпение и старание. К тому же Елена Петровна — педагог опытный, отдавший школе полтора десятка лет, потому все будет в порядке. Кстати, подготовка к экзамену длится полгода. Произведение, разумеется, берется сложное. Но чем сложнее, считают здесь, тем интереснее работать.

— А вообще, — спрашиваю, — когда педагог испытывает наибольшее удовлетворение от работы?

— Когда ребенок на выпускном экзамене получает пятерку, когда видишь итог своей работы...

Ну что ж, пожелаем им успешной сдачи экзамена. И заглянем в следующий класс...

Эх, откройся–разлейся под баян, душа русская!

... Чудно играл на баяне Павел. Сам — будто отрешенный, спокойный, уверенный, но какую волнующую музыку выводили его руки! Льется «Калинушка», тревожит сердце, радует привольем, русским, раздольным. И ликует душа — эх ты, Русь–матушка!.. И как, скажите на милость, без гармони–баяна выговорил бы — рассказал русский человек свою бессмертную душу?! Вот за это, пожалуй, и любит Надежда Ивановна Метелева баян. А любовь свою старается передать ученикам. Больше того — помогает им расти: если успевает ребенок с программой, дает дополнительный материал, к примеру, те же русские народные, про тонкую рябину, донского казака, про Катюшу. Конечно, чаще о баяне вспоминают в праздничные дни. Но помогает он и в минуты грусти — вмиг тоску–печаль развеет. Словом, чудный инструмент! Потому и дорог был нашим отцам–дедам. У Павла Перова, к примеру, еще прадед на баяне играл. Да и сам Павел нет-нет и сядет иной раз подобрать понравившуюся мелодию. А самые любимые — «Калинушка» и «Ляргетто». Разумеется, только уроками учеба не ограничивается. В школе существует оркестр народных инструментов, где занимается и Павел. Да, дело ответственное, как-никак приходится выступать на сцене. И свободного времени почти не остается. Но играть в оркестре Павлу очень нравится. Видимо, все-таки удалось Надежде Ивановне передать ученикам свою любовь к баяну. Удалось, потому что в каждом человеке, должно быть, заложены струны, тонко чувствующие музыку и отвечающие ей...


Оркестр народных инструментов. Руководитель Л.В.Епифанова.

Мир кистью художника

Мастерская художников наполнена запахами красок и витающим духом творчества. На мольбертах — сказочные сюжеты «Снежной королевы», «Спящей красавицы», «Диких лебедей»... Тема свободная. Потому Игорь Жданов выбрал свою: он работает над «Иконописной мастерской». На его рисунке изображен Сергей Радонежский со своим учеником. Что обсуждают они, о чем беседуют, чем заняты их помыслы?.. Сюжет Игорь придумал сам — отрадно, что все больше тянуться дети к духовному, чистому, своим истокам.


Юная художница.

А без чистоты художнику никак нельзя. Иначе художник просто не состоится. Потому что, как заметила преподаватель живописи Лариса Анатольевна Назарова, через портрет он должен раскрыть весь богатейший духовный мир человека, его настроение, сущность, все тончайшие оттенки его души. А это сложно и, по признанию Игоря, удается не всегда...

На этом мы завершим нашу маленькую экскурсию в школу искусств. Уйдем тихо, чтобы не мешать, — идет напряженная работа души и сердца... И так — всю жизнь, все восемь десятков лет, в прошлом, настоящем и будущем...

Ольга Девятерикова, корреспондент газеты «Отечество».

Фото Н.Бобыкиной.

Hosted by uCoz