Краеведческий сборник «Наш край» № 3, 1990 год, г. Яранск Кировской области.

Художественной школе — 20 лет

Судьба распорядилась, что после окончания Кировского художественного училища мы с мужем вернулись в родной город и стали первыми преподавателями только что открывшейся в Яранске детской художественной школы. Это случилось 20 лет назад. И все 20 лет я благодарна судьбе за то, что моя жизнь сложилась именно так. Создавали мы школу и с радостью, и с гордостью, и не без тайной дрожи.

Не зря говорится: «Нет пророка в своем Отечестве». Для многих, знавших нас в то время, мы были просто Миша и Надя, пока ничем себя не проявившие. Подумаешь, где-то чему-то учились. А тут такое дело — художественная школа! Помню, один из скептиков, кстати, тоже работавший с детьми, прямо так и говорил: «Интересно, сколько вы продержитесь, год или два?»

Опыт дополнительного художественного образования в городе уже был. В разное время с большим или меньшим успехом кружки изобразительного искусства работали при школах города, в Доме пионеров, Домах культуры. Яраничи никогда не чуждались искусства, а художественные традиции своими корнями уходят в далекое прошлое. Жалко, что эта область истории нашего края подробно не исследована, но даже по отрывочным сведениям, по отдельным, чудом сохранившимся, произведениям можно судить, что здесь в свое время жили и трудились замечательные самобытные художники. Это подтверждают всем известные имена Н. Никонова, Ю. Желвакова.

На период нашего приезда в Яранск здесь работали не один год уже заявившие о себе как о мастерах авторитетные Ю.Халтурин, В.Елкин, Ю.Емашов, А.Журавлев. Естественно, что нас приняли с известной долей скептицизма.

Школа создавалась, можно сказать, на пустом месте. Базы не было никакой, не было и помещения. Но уже с 15 августа объявили набор детей. Одновременно с приемом заявлений занимались ремонтом помещения, собиранием натурного фонда, изготовлением необходимого оборудования. Большую помощь в создании материальной базы нам оказала Т.Е.Шарыгина, работавшая тогда заведующей отделом культуры. Помогали все: и родители, и дети. Как говорится, с миру по нитке.


Ильназ Камальдинов. Портрет Коли

Наконец в ноябре в одном небольшом классе здания школы рабочей молодежи началась история художественной школы.

Разница в возрасте между старшеклассниками и нами была не настолько уж и велика. На уроках частенько забывалось, что ты — учитель, а они — ученики, казалось, что студенческие годы продлились, а мы все просто друзья. Это был незабываемый год, и это были незабываемые дети. Знали бы они, как здорово помогли нам в момент становления!

Уже первая отчетная выставка подтвердила — школа есть! Больше 70 работ разместилось в выставочном зале кинотеатра. Сохранилась книга отзывов с той первой выставки. Какие теплые, добрые слова, точные и не обидные замечания и первые отмеченные зрителями авторы. В их числе Володя Лаптев, чей неповторимый дар карикатуриста поразил буквально всех, Галя Большакова, Лена Бусыгина, Люда Жижина, Валера Швецов.

К областной выставке, посвященной 180-летию со дня рождения А.С.Пушкина, дети готовились самозабвенно, и успех не заставил себя долго ждать. Композиция Веры Шустовой «Пушкин с женой на балу» была в числе работ, показанных в юбилейные дни в музее А.С. Пушкина в Москве.

Выставка для художника — это своеобразный критерий его работы, оценка его успеха или неудачи зрителями. Сколько их было, этих выставок, за 20 лет — больших и маленьких, юбилейных и тематических, отчетных и персональных...

Ирина Лаптева и Саша Натфуллин — первые наши ученики, переступившие порог художественного училища и ставшие студентами. А следом за ними из одного только первого набора еще 9 человек успешно сдали вступительные экзамены в Кировское художественное училище. Это окрыляло и вселяло уверенность. Дети радовали, и школа постепенно становилась на ноги.

В 1983 году школа сменила адрес и статус. На правах изобразительного отделения влилась в состав вновь образованной школы искусств, которая разместилась в новом просторном здании на берегу Ярани. Отдельные кабинеты по всем предметам, новая мебель, помещения для натурного и методического фонда, картинная галерея — щедрый дар областного художественного музея, библиотека. Насчет последней хочется сказать особо. В наших условиях, когда дети не имеют возможности видеть произведения живописи, графики, скульптуры вживую, книги, альбомы по искусству просто необходимы. Сейчас с ностальгией вспоминаю то счастливое время, когда ни одна более или менее стоящая новинка из области литературы по искусству не проходила мимо школы. Теперь это стало практически невозможно — дорого. Вот и живет старыми запасами. И тем более приятно, что есть в нашем городе люди, которые даже в эти трудные времена бескорыстно помогают нашей школе. Огромная благодарность А.А. Коптеловой, которая передала нам многотомную художественную энциклопедию, низкий поклон В.И.Елкину, кристальной души человеку, подарившему школе серию альбомов по искусству. Спасибо им! Эти дары для сердца, для души, для ума — а значит, надолго.


Таня Жирова. Из иллюстраций к произведеням Ф.М.Достоевского

Часто вспоминаю бывших своих учеников. Может быть, сравниваю с нынешними, а, может, потому, что сейчас происходит второе знакомство с ними, но уже в другом качестве. После окончания школы они на какое-то время выпали из поля зрения, а теперь то один, то другой все чаще напоминают о себе. Юра Шустов, Оля Журавлева заявили о себе как о зрелых, вполне сложившихся художниках. Их имена постоянно в титрах художественных выставок и уже знакомы яраничам. Женя Козлов, Лена Крючкова, Лена Шихова тоже практически не расстаются с кистью и карандашом, Таня Пташкина, Люда Унжакова, Ирина Оленева приобщают детей к искусству, Ирина Лаптева всерьез увлеклась театром, спектакли, где она выступила в качестве художника–постановщика, с успехом шли в Кирове, Москве и других городах России.

У многих жизнь сложилась не так, как мечталось нам, педагогам. Хотелось видеть художниками Сашу Большакова, Наташу Мертвищеву, Лену Балаболину, Володю Савельева, Люду Метелеву, Наташу Мальцеву, Олю Попову - все они подавали большие надежды. Но для наших учеников, что сидят сейчас за их мольбертами, они всегда будут художниками. Ведь знают о них только по прекрасным, талантливым работам. Когда говоришь ребятам, что этому рисунку 10, этому 15, а этому и все 20 лет, видишь неподдельное восхищение.

Папки с рисунками, хранящиеся в школе, — это целое богатство. В каждый из них вложена частичка души и ребенка, и педагога. А педагогами в нашей школе работали и работают люди далеко не случайные, искренне заинтересованные, неравнодушные. Каждый — яркая индивидуальность.

М.А.Мотовилов создавал школу. Все трудности становления легли на его плечи. Мастерство художника и талант преподавателя принесли свои плоды. Большинство детей, выбравших для себя нелегкий путь в искусстве, были его учениками. Видимо, от преподавателя им передалась глубокая убежденность, что нет прекраснее и достойнее труда, чем труд художника.


Наташа Поваляева. Натюрморт с самоваром

15 лет работает в школе Л.А.Назарова. Очень эмоциональная, глубоко и тонко чувствующая красоту, она стремится помочь детям воплотить на бумаге, облечь в зримую форму их замыслы и фантазии. Благодаря ей мы видим на выставках изумительные по колориту натюрморты, разнообразные по сюжету и интересные по технике композиции, прекрасные пейзажи и портреты.

Абсолютно новый предмет появился в учебном расписании детей с приходом в школу И.Н. Симоновой. Наша выпускница, она успешно закончила в Великом Устюге училище и получила диплом по специальности «художник росписи по дереву» и вот уже 9 лет преподает этот предмет своим ученикам. Сама превосходный мастер, она требует такого же мастерства от детей, очень толково и методично обучая их этой кропотливой, почти ювелирной работе.

В разное время в школе преподавали Л.В.Любушкина, Е.Д.Усатова, Л.В.Мельник, В.А.Тубаев — люди очень разные и по характеру и по темпераменту, но единило их всех одно — любовь к детям и искусству. Все они оставили свой след в памяти детей.

Каждый рисунок — это страничка истории и школы, и города, и страны. Это эквивалент ценностей времени, когда они создавались.

Совершенно искренние, радостные работы, изображающие первомайские и октябрьские праздники, субботники, работу «на картошке». Полные неподдельного сопереживания композиции, посвященные революции, Гражданской и Великой Отечественной войнам.

Застыли в почетном карауле фигурки пионеров у памятника Ваганову в работе Люды Большаковой. Под красным знаменем выступает конница на рисунке Саши Журавлева. Воздушные и танковые атаки в композициях Сережи Скочилова и Володи Лопаткина, скорбные фигуры и лица жен и матерей, ждущих последнего сообщения по радио или весточки с фронта в работах Лены Кинзель, Наташи Поваляевой, Кати Стариковой. Салют Победы — Ромы Нечаева.

Сейчас дети не рисуют войну. Для них события 1917 и 1941–45 гг. — это что-то очень далекое и не такое уж интересное.

Когда-то очень популярная, тема труда тоже отошла на второй план. А сколько выразительных, выполненных со знанием дела рисунков было посвящено этой теме. Они до сих пор радуют глаз. Нарядные оранжевые комбайны среди золотого поля на работе Димы Швецова. Рабочие за голубыми станками в цехе, пронизанном солнцем и воздухом Коли Долгополова. Каменщики на строительной площадке Люды Овчинниковой и Жени Козлова. Археологи в раскаленных песках пустыни Наташи Ефремовой и ее же буквально купающиеся в лучах заходящего солнца женщины, полощущие белье.

Одно время был буквально взрыв интереса ко всему неземному. Это моментально отразилось и в детских рисунках: причудливые фантастические пейзажи чужих планет, грозная космическая техника, удивительные забавные инопланетяне. Фейерверк цвета и буйство фантазии отличает эти работы. Подобное наблюдается и в композициях, посвященных доисторическому прошлому Земли.

Особое место в творчестве детей занимает тема родного города. Все, без исключения, хотя бы раз за время учебы обращались к такой теме. Для каждого ребенка это его город, может быть, его улица, дом, крылечко, дерево, скамейка у ворот. Мне кажется, что Яранск обладает какой-то притягательной силой. И все яраничи в большей или меньшей степени патриоты своего города. Знаю, что болит у них сердце, видя, как неумолимое время и безжалостные руки равнодушных людей уничтожают то, чем еще недавно гордились и любовались. И здесь детские рисунки выступают своеобразным документом времени. Никогда уже никто не увидит интересный старый дом на Набережной, который включил в свою композицию Игорь Староверов, а детские качели — лодочки с рисунка Вики Коршиковой уже не порадуют детишек, и больше никто не увидит уютной беседки над обрывом, запечатленной на многих рисунках.


Лена Коптелова. Весна. Грачи прилетели

Каждую весну выходим с детьми на пленэр (этюды и зарисовки на воздухе). Много лет постоянным местом работы был городской сад. Сколько удивительных композиций было создано под впечатлением красоты строгих аллей, бесконечности панорамы, открывающейся с высокого берега Ярани, благородных стен древней архитектуры Благовещенской церкви. Скоро, видимо, будем писать ее развалины — плоды разрушительной деятельности не времени, а, увы, варварских рук. И часто это руки подростков.

Смотрю на своих ребят, умеющих видеть и ценить красоту, творить ее в своих работах, и хочется верить, что руки созидающие никогда не будут руками разрушающими.

Пусть их не так много — талантливых, умных, добрых детей, но надеюсь, что эти качества они сохранят на всю жизнь. Ведь любовь к Родине, гордость за нее, доброта, порядочность — это ценности непреходящие и вечные в любом обществе, в любое время, какими бы безжалостными и циничными они не были. Вот уже 20 лет наша главная задача — не сойти с этих позиций. И впредь, я думаю, она не изменится.

Надежда Мотовилова,
заведующая художественным отделением школы искусств.

Репродукции с картин для печатного варианта сборника выполнила Н.Бобыкина.
Hosted by uCoz